В последнее время собственники стали более активно рассматривать реконцепцию своих объектов, пытаясь добавить в них элементы ноу-хау. «Иногда это выглядит довольно странно, поскольку девелоперы пытаются совместить, казалось бы, вполне понятные вещи, например, торговую, офисную, оздоровительную (фитнес), развлекательную составляющую, но с точки зрения концепции, не согласующиеся друг с другом. Важно, что выбор каждой функции был оправданным, поскольку иначе объект все равно не будет востребован, отмечают эксперты компании NAIBecar
По мнению специалистов, примерное процентное соотношение по функциям может быть следующим: торговая – якорные арендаторы 20-25%, галерейные арендаторы – 10-20%, детская – 1-5%, развлекательная – 5-10%, кино – 20%, спорт, фитнес - 15%, офисы – 10%, ледовый каток – 1-2%. Новой и потенциально интересной функцией в Петербурге станут апартаменты, которые присутствуют, например, во многих успешных МФК в Москве.
Одним из важных моментов является то, кто и как будет в дальнейшем работать с объектом, ведь для успешного функционирования МФК собственнику необходимо собрать на одной площадке специалистов по разным типам недвижимости. Вопросом остается, например, выбор управляющей компании.
Эксперты подчеркивают, что нужно привлекать компанию, у которой в структуре есть профильные направления. Если же собственник решает привлечь несколько УК, то он должен понимать, что в этом случае нужно будет разработать единые правила работы. Например, заранее оговорить, каким образом в торговые помещения завозят товар? Когда можно делать ремонт в офисах? Через какой вход завозят свои товары складские помещения? «Если в МФК станут появляться апартаменты, то очень важно будет привлечь УК, специализирующуюся на такой недвижимости, - говорят в NAIBecar. - Компании, не знакомой со спецификой этого сегмента, будет сложно предоставить необходимое качество услуг. Ответы на эти и многие другие вопросы позволят правильно организовать логистику и потоки людей».
Рынок коммерческой недвижимости в настоящий момент остается рынком арендатора, и крупные компании продолжают рассматривать те объекты, в которых предполагается наибольший набор услуг и функций. Эксперты NAI Becar подчеркивают, что в случае грамотно проработанной концепции МФК может стать центром притяжения большой части населения из ближайших районов, поскольку люди смогут получать в одном месте сразу несколько услуг. Также новым трендом станет жизнь рядом с работой, к которой уже пришли москвичи, покупающие апартаменты в комплексах, где располагается их офис.