Общественные пространства - тренд в архитектуре торговых и офисных центров

Нынешняя градостроительная политика Москвы диктует новые архитектурные принципы проектирования зданий. Особое внимание стало уделяться развитию общественных пространств, интегрированных в проекты коммерческой недвижимости. Как отмечают эксперты архитектурного бюро UNK project, благоустроенные зоны общего пользования могут занимать 5-10% от площади участка застройки.
8983

Концепция организации общественных пространств при торговых, офисных или многофункциональных центрах подразумевает возможность проведения в этих зонах максимального количества времени. Фактически эти пространства не связаны с коммерческой деятельностью напрямую: это могут быть детская площадка, фонтаны, спортивный парк, площадка для проведения ярмарки выходного дня и пр. Наличие таких зон придает городской среде качественно новый уровень, объединяя здания в архитектурный ансамбль и наделяя пространство между ними максимальным количеством функций.

Включение общественных пространств в проект положительным образом сказывается и на его инвестиционной привлекательности, а также спросе со стороны арендаторов. Как правило, общественные зоны занимают не более 5-10% от площади участка застройки. При этом речь идет о территориях, которые в любом случае не используются девелопером под строительство – участках непосредственно перед объектом или между его корпусами. Обустройство этих зон приводит к удорожанию бюджета проекта на 3-4%, однако востребованность реализованного объекта со стороны арендаторов и инвесторов полностью покрывает эти расходы.

Новые требования к проектам диктует не столько градостроительная политика, сколько социально-экономическое развитие общества. Сейчас практически в любой компании происходит борьба за кадры, поэтому все чаще перед руководством стоит задача создать в офисе среду, которая бы являлась для сотрудника приятным бонусом и стимулом к работе. Так, например, в новом офисе Mail.ru архитекторами UNK project была создана среда со всей необходимой инфраструктурой, позволяющей работнику комфортно проводить в офисе максимальное количество времени.

Роль общественных пространств усилилась и в торгово-развлекательном сегменте. Сейчас поменялись предпочтения москвичей. Если раньше горожане по выходным развлекались в торговых центрах, то сейчас все идут в парки, киноконцертные залы и пр. Кроме того, в Европе, как, впрочем, и в Москве, все большую долю на рынке ритейла занимают интернет-магазины, поэтому просто большим количеством магазинов сейчас никого не удивить. Для того, чтобы притягивать к себе посетителей, торговому центру необходимо иметь уникальную развлекательную составляющую, быть местом для новых впечатлений. Как следствие, мы наблюдаем интересную синергию торговых центров с музеями, образовательными центрами и планетариями или океанариумами.

Объединение общественных пространств с офисными или торговыми центрами характерна для многих зданий в Европе, в Москве же эта тенденция только начинает развиваться. Прежде всего, она прослеживается в проектах редевелопмента промышленных зданий. Интересные концепции обустройства общественных пространств реализованы в деловом доме DOMINO и бизнес-центре «Фабрика Станиславского». В каждом из них сквер с ландшафтным дизайном или даже площадь представляют собой как бы продолжение объекта. Среди наиболее ярких и успешных реализованных проектов также можно назвать БЦ «Белая Площадь» на Белорусской. Между четырьмя корпусами офисного комплекса пролегают прогулочные зоны, которые сходятся в благоустроенной площади с красивым фонтаном».  

Одним из перспективных проектов с концептуальными общественными зонами является 2-ая очередь комплекса «Империя Тауэр» в «Москва-Сити». Согласно замыслу архитекторов UNK project, весь первый этаж здания будет отдан общественному пространству с магазинами и ресторанами, которое будет доступно для посетителей круглосуточно. Своеобразной осью первого этажа станет диагональная «дорога» атриума, проходящая через весь комплекс. С обеих сторон перед входами в «Империя Тауэр» расположены небольшие площади, устроенные наподобие гигантских «лоджий» и защищенные общей кровлей комплекса от попадания прямых осадков. 

Если в границах города, особенно в его центре, создание общественных зон сильно ограничивается плотностью застройки, то вблизи или за пределами МКАД благоустроенная прилегающая территория бизнес-центров встречается довольно часто. Самыми известными примерами являются «Кантри-Парк», «Олимпия Парк» и бизнес-парк «Крылатские холмы».

Среди строящихся проектов ярким примером является бизнес-парк «Сколково Парк», реализуемый ScottBrownrigg, партнером UNK project. «Объект обладает безусловным преимуществом - большая территорией, позволяющей реализовать практически любую фантазию архитектора. Так, большой ландшафтный парк по всему периметру опоясывает корпуса офисного комплекса. В бизнес-парке предусмотрена красивая входная зона с искусственным водоемом и мостом перед ним. Инфраструктура проекта включает общественную зону с кафе, ресторанами и магазинами, а также небольшую площадь со спуском вдоль реки».

Включение общественных зон в проекты коммерческой недвижимости, безусловно, является позитивным трендом, который не только преображает архитектурный облик Москвы, но и делает жизнь горожан более комфортной. Как показывает европейский опыт, вслед за синергией общественных и деловых пространств градостроительное развитие города тяготеет к созданию естественных ландшафтов – болот, зарослей, «диких» парков, в которых таким образом интерпретируется чувство близости человека к природе. Из городов уводят транспорт, поэтому освободившаяся территория позволяет «поднимать» подземные реки  из коллекторов, пуская их над землей, и благоустраивать набережные. Возможно, такие перспективы когда-нибудь появятся и у реки Неглинки.

Автор - Юлий Борисов, главный архитектор, UNK project.



журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: MR Group
Экспертный анализ

Театральный роман: зачем игроки рынка недвижимости тратят миллионы на культуру

Сложности с поездками в другие страны и многократно подорожавшие путешествия по России вернули не просто массовый, но всенародный интерес к театрам, концертам, музеям, выставкам, фестивалям и пр. Такого ажиотажного спроса с продажами билетов за три-шесть месяцев вперёд не было более тридцати лет; купить же билеты с декабря по середину января в Москве и Петербурге «хоть куда-нибудь» оказалось практически невозможно. В театры, музеи и концертные залы пришла аудитория, которая не ходила никогда и, если бы не пандемия, а затем события 2022 года – вряд ли дошла, а партнёрско-спонсорский интерес к культурным событиям и проектам разной степени размаха у игроков рынка коммерческой и жилой недвижимости уже назван беспрецедентным. Бюджеты «на культуру» закладывают теперь практически все, включая небольшие бизнесы.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.01
Источник: CRE
Сделка

ГК «Эфко» купила БЦ «Аркус IV»

Производитель масла планирует разместить здесь свою штаб-квартиру. Сумму сделки по покупке бизнес-центра площадью 25 тыс. кв. м эксперты оценивают в 10-11 млрд рублей.
15.01
Источник: cre.ru
Сделка

Возле «Белорусской» продали БЦ

БЦ в центре Москвы сменил владельца.
 
16.01
Источник: CRE
Сделка

«Времена года» меняют собственника

Премиальный торговый центр на Кутузовском проспекте перешел от структур RD Group к компании «Кэпитал менеджмент». Однако сделка, вероятнее всего, носит технический характер.
16.01
Источник: MR Group
Игроки рынка

ТЦ Discovery подвел итоги 2024 года

Заполняемость торгового центра от MR Group в составе ТПУ Ховрино составила 99%, а средний ежедневный трафик превысил 13 500 человек.
15.01
Источник: CRE
Проект

В Апрелевке построят четырехзвездочный отель

Власти выдали разрешение на строительство гостиницы площадью 7 тыс. кв. м и фондом 76 номеров.
15.01
Источник: CRE
Игроки рынка

IBC Global представляет услугу "склады под ключ"

Компания теперь может осуществлять проектную деятельность, что позволит ей предоставлять услуги комплексного управления складами в Центральной Азии.
20.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre