Улицы городских центров и спальных районов образуют так называемые торговые коридоры. В Москве, к примеру, самыми насыщенными торговыми коридорами являются Тверская, Арбат, Кутузовский проспект, Третьяковский проезд и Столешников переулок. Сюда же можно отнести Ленинградский проспект и проспект Мира.
1.Сегодня объекты формата стрит-ритейл, в основном, привлекают операторов из сферы услуг (парикмахерские, салоны красоты, медицинские клиники и spa-салоны и т.д.). Стоит отметить, что даже если в таком помещении располагается офис, но есть возможность для развития такого формата, то это тоже относится к формату стрит-ритейла.
2. В 2013 г. наблюдалось сокращение объемов предложения в сегменте продаж и увеличение в сегменте аренды помещений формата стрит-ритейл. По состоянию на октябрь 2013 г. снижение объёмов площадей в сегменте продажи за пределами Садового кольца за год составило 25%, в центре – 30%. В сегменте аренды увеличение объёмов площадей за пределами Садового кольца за год составило 47%, в центре – более чем в 2 раза.
3. Традиционно формат «стрит-ритейл» пользуется повышенным спросом у сетей кафе, ресторанов, продуктовых и обувных ритейлеров. Растущую долю на рынке коммерческой недвижимости занимают и помещения «стрит-ритейл», предназначенные для размещения сферы услуг (парикмахерские и салоны красоты, медицинские и spa-салоны т.д.).
4. Эксперты выделяют в качестве критерия для классификации помещений «стрит-ритейл» категорию товара, в соответствии с которым структура объектов недвижимости выглядит следующим образом:
- Продукты – 25%;
- Рестораны и фуд-корт – 25%;
- Детские товары – 10%;
- Товары для дома, мебель, предметы интерьеры, стройматериалы, техника и электроника, канцтовары и книги – 10%;
- Спортивные клубы – 5%;
- Автомобили – 5%;
- Связь и банки – 5%;
- Косметика – 5%;
- Одежда и обувь – 5%;
- Ювелирные украшения, предметы роскоши, антиквариат, подарки – 2%;
- Сфера развлечений – 2%;
- Зоотовары – 1%.
5. Спрос формируется на объекты стрит-ритейла за пределами Садового кольца. Наиболее востребованными торговыми коридорами здесь являются Кутузовский, Ленинградский, Комсомольский и Ленинский проспекты.
6. Средняя площадь помещений, наиболее популярная как у покупателей, так и у арендаторов «стрит-ритейл», составляет 250-300 кв. м.
7. Средняя цена 1 кв. м помещений «стрит-ритейл» составляет 825 тыс. руб. внутри Садового кольца, и 270 тыс. руб. за его пределами. Средняя ставка аренды на объекты недвижимости рассматриваемого формата составила соответственно 82,5 тыс. руб. и 33 тыс. руб. за 1 кв. м в год.
8. Наиболее высокие ставки аренды зафиксированы на улицах Тверская, Петровка и Маросейка.
9. Доходность помещений стрит-ритейла сохраняется на уровне 9%.
10.Тенденции децентрализации спроса на объекты «стрит-ритейл» продолжаются.
Материал подготовила Екатерина Марковец, управляющий партнер УК «Магистр»