Потенциал Москвы вдвое больше, чем у Варшавы

Colliers International проанализировала основные тенденции рынка торговой недвижимости Москвы и Санкт-Петербурга в 2013 г.

5147

По итогам 2013 г. Москва заняла девятое место в рейтинге столиц Восточной Европы по уровню обеспеченности населения качественными торговыми площадями. На текущий момент в Москве на 1000 человек приходится 352 кв. м торговых помещений. Первая строчка в списке досталась Варшаве, где аналогичный показатель в 2,2 раза выше, чем в Москве. При этом Санкт-Петербург занял шестое место благодаря открытию в прошлом году девяти торговых центров суммарной арендопригодной площадью 346 тыс. кв. м. На сегодняшний день обеспеченность северной столицы составляет 489 кв. м на 1000 жителей.

Всего в Москве в 2013 г. было введено в эксплуатацию 11 качественных торговых центров суммарной арендопригодной площадью 211 тыс. кв. м. Относительно невысокий объем ввода новых помещений связан с тем, что большая часть проектов, заявленных к открытию в 2013 г., была перенесена на этот год. Рынок торговой недвижимости Москвы до сих пор далек от насыщения, а по обеспеченности качественными торговыми центрами Санкт-Петербург значительно опережает столицу.

В прошлом году торговые помещения в Москве пользовались повышенным спросом со стороны ритейлеров. Операторов привлекала высокая экономическая активность столицы, а также объем платежеспособного спроса, позволяющий обеспечить высокие обороты в открывающихся здесь магазинах. В 2013 г. на рынок вышло 22 новых международных бренда, в то время как в прошлом году их было 18. Наибольшая активность отмечена среди сетей в таких сегментах, как  одежда и обувь и общественное питание, на них приходится более 80% от общего количества новых брендов.

Следует отметить, что активное развитие рынка торговой недвижимости Москвы приводит к постепенному изменению структуры арендаторов помещений стрит-ритейл. Среди них растет доля предприятий общественного питания, продуктовых магазинов, а также операторов сферы услуг, особенно отделений банков. Операторы одежды и обуви, напротив, перемещаются в торговые центры.

Высокая доля операторов одежды и обуви в среднесрочной перспективе сохранится на ключевых торговых коридорах, таких как Тверская улица, Столешников переулок, Кузнецкий Мост, которые останутся основными площадками для открытия флагманских магазинов. Так, в 2013 г. на Кузнецком Мосту открылись бутики Tommy Hilfiger, Hugo Boss, Herve Leger. В 2014 г. в Столешниковом переулке планирует открыть свой первый флагманский магазин французский бренд Moncler. На конец 2013 г. средняя ставка аренды на лучших торговых коридорах Москвы для помещений площадью 100 кв. м. составляла $3500-5 500/кв. м/ год. Доля свободных помещений на основных торговых улицах Москвы осталась на уровне 2012 г. и составляет 5%. В то же время на второстепенных торговых улицах вакантность доходит до 10%.

На 2014 г. заявлен ввод 1 млн. кв. м. качественных торговых площадей. Однако, по прогнозам специалистов Colliers International, реальный ввод не превысит 70% от заявленных объемов и составит от 600 до 700 тыс. кв. м. GLA. В последние несколько лет в Москве в условиях ограниченного количества площадок для девелопмента значительная часть проектов реализуется за пределами московской кольцевой автодороги. Так, в 2013 г. четыре из одиннадцати торговых центров открылись за пределами МКАД. И в ближайшем будущем доля таких проектов будет увеличиваться.

 «В ближайшие 3-5 лет рынок торговой недвижимости Москвы будет развиваться за счет строительства транспортно-пересадочных узлов, предполагающих торговые площади в своем составе, а также сноса рынков и строительства на их месте качественных торговых объектов. В долгосрочной перспективе развитие рынка будет происходить за счет редевелопмента части промышленных территорий. В 2014 г. в Москве рост арендных ставок составит 5-10%, а в связи с большим объемом запланированных к открытию торговых площадей в столице ожидается временное увеличение вакантности до 4-5%», - комментирует Анна Никандрова, региональный директор по торговой недвижимости Colliers International Россия.

 



Материалы по теме

Итоги 2013 г. на рынке торговой недвижимости Москвы

По данным компании Welhome, в 2013 г. было введено 303,5 тыс. кв. м GLA торговых площадей, что на 23% превышает показатель ввода 2012 г. Были завершены объекты, строительство которых ранее останавливалось, а также разморожены проекты, которые планируются к завершению в 2014-2015 гг. (ТРЦ «Мозаика», ТРЦ «Абрамцево»). Тем не менее, объем ввода в 2013 г. – это всего лишь половина от ожидаемого показателя ввода, который был запланирован на этот год.  

03.02

Итоги 2013 г. на рынке торговой недвижимости Москвы

По данным компании Welhome, в 2013 г. было введено 303,5 тыс. кв. м GLA торговых площадей, что на 23% превышает показатель ввода 2012 г. Были завершены объекты, строительство которых ранее останавливалось, а также разморожены проекты, которые планируются к завершению в 2014-2015 гг. (ТРЦ «Мозаика», ТРЦ «Абрамцево»). Тем не менее, объем ввода в 2013 г. – это всего лишь половина от ожидаемого показателя ввода, который был запланирован на этот год.  

03.02
Исследования рынка

На рынке торговой недвижимости спрос догонит предложение

По данным NAI Becar, объем ввода торговой недвижимости в 2013 году составил примерно 334 тыс. кв. м, что превышает показатели 2012 г. на 18%. В 2014 г. эксперты прогнозируют рост предложения не более чем на 5%, это позволит остановить рост уровня вакансии в данном сегменте рынка и может привести к увеличению арендных ставок. Подробности читайте во вложении.
28.01

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (16-22 декабря)

«Риотэкс» досдал очередной БЦ и приобрел новый - уже 16-й, в Москве подвели итоги года для разных сегментов коммерческой недвижимости, Accent Capital завершила инвестиционный цикл СК «А-Терминал», MR Group достраивает штаб-квартиру Яндекса, новый «Термолэнд» открылся в Москве, розничной торговле подвели итоги в материале CRE Retail, Pridex Spaces усилила команду, X5 Group может заключить крупнейшую сделку по аренде офисов, а Дом.РФ выставил на продажу землю под склады.
22.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12
Источник: ГК «Риотэкс»
Сделка

ГК «Риотэкс» купила два бизнес-центра Capital Group

Общая площадь БЦ «Авиньон 1»  и «Авиньон 2» составляет 17 000 кв. м. После реновации объект войдет в сеть РТС и получит название «РТС «Чертановская».
18.12
Источник: Галс-Девелопмент
Переговоры

X5 Group заедет в БЦ Dubinin’Sky

Ритейлер договаривается с «Галс-девелопмент» об аренде 35 000 кв. м офисов в строящемся БЦ. Консультант сделки - NF Group.
20.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre