По итогам 2013 г. Москва заняла девятое место в рейтинге столиц Восточной Европы по уровню обеспеченности населения качественными торговыми площадями. На текущий момент в Москве на 1000 человек приходится 352 кв. м торговых помещений. Первая строчка в списке досталась Варшаве, где аналогичный показатель в 2,2 раза выше, чем в Москве. При этом Санкт-Петербург занял шестое место благодаря открытию в прошлом году девяти торговых центров суммарной арендопригодной площадью 346 тыс. кв. м. На сегодняшний день обеспеченность северной столицы составляет 489 кв. м на 1000 жителей.
Всего в Москве в 2013 г. было введено в эксплуатацию 11 качественных торговых центров суммарной арендопригодной площадью 211 тыс. кв. м. Относительно невысокий объем ввода новых помещений связан с тем, что большая часть проектов, заявленных к открытию в 2013 г., была перенесена на этот год. Рынок торговой недвижимости Москвы до сих пор далек от насыщения, а по обеспеченности качественными торговыми центрами Санкт-Петербург значительно опережает столицу.
В прошлом году торговые помещения в Москве пользовались повышенным спросом со стороны ритейлеров. Операторов привлекала высокая экономическая активность столицы, а также объем платежеспособного спроса, позволяющий обеспечить высокие обороты в открывающихся здесь магазинах. В 2013 г. на рынок вышло 22 новых международных бренда, в то время как в прошлом году их было 18. Наибольшая активность отмечена среди сетей в таких сегментах, как одежда и обувь и общественное питание, на них приходится более 80% от общего количества новых брендов.
Следует отметить, что активное развитие рынка торговой недвижимости Москвы приводит к постепенному изменению структуры арендаторов помещений стрит-ритейл. Среди них растет доля предприятий общественного питания, продуктовых магазинов, а также операторов сферы услуг, особенно отделений банков. Операторы одежды и обуви, напротив, перемещаются в торговые центры.
Высокая доля операторов одежды и обуви в среднесрочной перспективе сохранится на ключевых торговых коридорах, таких как Тверская улица, Столешников переулок, Кузнецкий Мост, которые останутся основными площадками для открытия флагманских магазинов. Так, в 2013 г. на Кузнецком Мосту открылись бутики Tommy Hilfiger, Hugo Boss, Herve Leger. В 2014 г. в Столешниковом переулке планирует открыть свой первый флагманский магазин французский бренд Moncler. На конец 2013 г. средняя ставка аренды на лучших торговых коридорах Москвы для помещений площадью 100 кв. м. составляла $3500-5 500/кв. м/ год. Доля свободных помещений на основных торговых улицах Москвы осталась на уровне 2012 г. и составляет 5%. В то же время на второстепенных торговых улицах вакантность доходит до 10%.
На 2014 г. заявлен ввод 1 млн. кв. м. качественных торговых площадей. Однако, по прогнозам специалистов Colliers International, реальный ввод не превысит 70% от заявленных объемов и составит от 600 до 700 тыс. кв. м. GLA. В последние несколько лет в Москве в условиях ограниченного количества площадок для девелопмента значительная часть проектов реализуется за пределами московской кольцевой автодороги. Так, в 2013 г. четыре из одиннадцати торговых центров открылись за пределами МКАД. И в ближайшем будущем доля таких проектов будет увеличиваться.
«В ближайшие 3-5 лет рынок торговой недвижимости Москвы будет развиваться за счет строительства транспортно-пересадочных узлов, предполагающих торговые площади в своем составе, а также сноса рынков и строительства на их месте качественных торговых объектов. В долгосрочной перспективе развитие рынка будет происходить за счет редевелопмента части промышленных территорий. В 2014 г. в Москве рост арендных ставок составит 5-10%, а в связи с большим объемом запланированных к открытию торговых площадей в столице ожидается временное увеличение вакантности до 4-5%», - комментирует Анна Никандрова, региональный директор по торговой недвижимости Colliers International Россия.