Будет все, как в фильме «Хостел»

Хостелы Москвы и Санкт-Петербурга – отдельная и довольно сложная история . Еще совсем недавно на этом поле играли только условные ИП, стартаперы и владельцы «наследных квартир». Сегодня сегментом активно интересуются профессиональные инвесторы.
7441

 «В Петербурге после успешного опыта развития трехзвездочной гостиницы “Карелия” мы опробовали формат хостела, открыв свой “Граффити”, – рассказывает Владимир Свиньин, председатель правления «Охта Групп». – Сейчас постепенно расширяем его, так как формат доказал свою состоятельность. Хостелы позволяют решить проблему Петербурга – отсутствие доступного предложения в центре города. В планах компании “Охта Групп” – дальнейшее расширение именно этого формата: мы рассматриваем возможность открытия еще нескольких хостелов в центре города. Планы попробовать свои силы в Москве тоже есть. Скорее всего, это будет формат хостела или близкий к нему».

По оценкам CBRE, сектор апартаментов и хостелов активно развивается в обеих столицах. «Наряду с экспериментальными проектами начинающих предпринимателей, как, например, введенный в 2013 году Sleepbox Hotel Tverskaya, активно развивается сегмент апарт-отелей, как бизнес класса, так и среднего ценового сегмента, – делится Елена Ключарова. – Сегмент хостелов в Санкт-Петербурге представлен шире, чем в Москве. В строительстве доступных гостиниц участвуют NAI Becar, ГК “Пионер”, ГК “Аверс”». Впрочем, крупные отельеры все еще считают сегмент слишком слаборазвитым. «Но это из-за того, что сам рынок еще не развит, – уверен Арон Либинсон, вице-президент по развитию в России и странах СНГ InterContinental Hotels Group. – В Санкт-Петербурге, конечно, больше предложений такого рода размещения, так как их основная аудитория – бюджетный турист. Профессиональных инвесторов на этом рынке пока нет, в основном это частные собственники. Хостелы в силу своей специфики не являются институциональным продуктом и могут пострадать от попыток лицензирования или приведения в соответствие с определенными нормами, бизнес-модель завязана на быстрой генерации потока наличности. Но гостиница – это класс актива со своим сроком окупаемости и признанными правилами игры».

Впрочем, по словам Артема Максимова, генерального директора компании «Хочу-Это» (занимается разработкой и внедрением системы управления для мини-отелей и хостелов по всей России, консультирует ряд проектов мини-отелей и хостелов в Санкт-Петербурге), рынок хостелов Санкт-Петербурга уже сейчас довольно конкурентен. «Предложений хороших больших помещений не так много, поэтому цена входа возросла, – продолжает г-н Максимов. – В основном новые игроки – это или собственники больших помещений, или люди, у которых уже достаточно денег. Как минимум потому, что вытянуть кредит (если нет собственных средств) на обустройство хостела и платить аренду практически невозможно. В Москве формат хостелов несколько извращен: снимается квартира и набивается кроватями для максимизации прибыли. Зачастую даже не делается большого ремонта: вход в такой “сектор” стоит относительно недорого». По оценкам эксперта, практически любой хостельный сетевой проект в России вырос из хорошего стартапа, правильного менеджмента и грамотной стратегии первого хостела. «Да, начинают появляться внешние инвесторы, в том числе и западные, которые не против вложиться в этот прибыльный бизнес, – делится Артем Максимов. – Но они обычно ищут уже состоявшиеся сети, чтобы развивать, а не начинать с нуля. Для остальных путь в хостельеры таков: если сдается квартира с уже готовым ремонтом под отель, то это порядка 1 тыс. рублей в месяц. Для небольшого хостела 200 м хватит на 9–10 комнат. Но выгоднее брать нулевую квартиру и делать полностью свою перепланировку. “Убитые” квартиры стоят 500–600 рублей в месяц, т. е. вместо 200 тыс. получаем 100 тыс.–120 тыс.рублей аренды. Ремонт для данной площади обойдется в 2,5–3,5 млн рублей. Отмечу, что более низкая аренда катастрофически необходима, чтобы пережить межсезонье. Потому что даже если мы вложили меньше на старте, но имеем более высокий ежемесячный платеж, это даст о себе знать буквально в первую зиму».

В целом хостел в России пока довольно сложный формат и не прощает ошибок. «Интернет оказывает все большее влияние на выбор постояльцев, все плюсы и минусы отелей моментально становятся всеобщим достоянием», – говорит Владимир Свиньин. В итоге практически все владельцы проектов этого формата занимаются управлением в «ручном режиме». «В Петербурге более 600 мини-отелей и хостелов, и каждый год около 50 открывается и столько же закрывается, – рассказывает Артем Максимов. – Только при правильном ценообразовании, подходе к клиентам и должной экономии можно пережить межсезонье, которое длится с октября по март. Другой частой проблемой является взаимодействие с жильцами соседних квартир: большинство проектов – расселенные коммуналки, и почти всегда в одном подъезде с хостелом есть обычные соседи, недовольные таким соседством. С ними нужно уметь находить общий язык и располагать к себе». «Вручную», по словам г-на Максимова, приходится бороться и со стереотипом на тему, что такое в принципе хостел. Часто потенциальные гости полагают, что едут куда-то вроде советского общежития без элементарных условий. «С другой стороны, именно в хостелах и малых отелях до сих пор на стойке администратора можно увидеть тетрадь, в которой ведутся все бронирования и информация о проживающих, – продолжает Артем Максимов. – Наша компания два года назад взялась изменить эту несуразность и предоставила удобный, простой, функциональный, а главное – бесплатный программный продукт для малых отелей».

По мнению Романа Фанталиса, генерального директора ГК «Фанталис», главным критерией при выборе хостела в обоих городах по-прежнему остается цена. «Ее стараются поддерживать на уровне 20 евро и в Москве, и в Петербурге, – продолжает эксперт. – Если речь идет не о полноценном хостеле, с зоной ресепшн, с соблюдением международных технических стандартов и санитарных норм, а о переоборудованных квартирах, то цены могут быть еще снижены. Однако будущее в этом сегменте, по нашему мнению, за сетевыми операторам: их уже сейчас только в Москве порядка четырех. К тому же примерно 10 хостелов выпускают франшизы. Мы сами с мая начинаем искать франчайзи для проекта Da!Hostel. От партнеров компания ожидает не менее 3 млн рублей начального капитала, опыта управления собственным бизнесом не менее двух лет и разделения ценностей компании “Фанталис”. Стоимость франшизы будет варьироваться от 300 тыс. рублей».

Жизнь стандартизированным концепциям может всерьез испортить всеобщий «курс на персонализацию», взятый мировыми отельерами два года назад. По данным недавнего опроса IHG, трое из пяти опрошенных потребителей (59%) заявили, что считают свое пребывание в гостинице гораздо более комфортным, если им предоставляются услуги с учетом их личных предпочтений, а у более половины опрошенных (54%) индивидуальный подход создает впечатление, что их ценят как клиентов. Путешественники поколения 2000-х годов (от 18 до 34 лет) особенно заинтересованы в доступе к персональному контенту, например, к фильмам или музыке на свой вкус. «Новые путешественники» (туристы из развивающихся стран) более требовательны, например, 64% туристов из Китая и 62% туристов из Бразилии считают, что их пребывание в отеле должно быть адаптировано под их личные предпочтения, тогда как для США и Великобритании этот показатель составляет лишь 43% и 42% соответственно. Такие гости также ценят персонализацию гораздо выше, чем туристы из развитых стран, считая ее знаком уважения к себе. Подобного мнения придерживаются 62% опрошенных из Китая, 54% опрошенных из Бразилии и 46% опрошенных из ОАЭ. «В Европе хостелы ассоциируются как раз с тем, что владельцы стараются в open space организовать досуг посетителей, придумать что-то необычное, – поддерживает Артем Максимов. – В Москве и Петербурге такого или нет совсем или есть как исключение. Собственники стараются экономить на всем, и один человек в хостеле зачастую и бронирует, и принимает оплату, и убирает номера. Для творчества просто нет времени».

Роман Фанталис считает, что большие перспективы – у «тематических» хостелов и хостелов «по положению и интересам» (для семейных пар, одиноких дам, молодых стартаперов и т. д.). Для всего этого, конечно, нужно будет найти персонал, у которого бы «горели глаза». «Мы сами боялись, что возникнут сложности с персоналом: надо найти человека, владеющего английским языком, который будет достаточно стрессоустойчив и согласится на небольшую зарплату, – вспоминает г-н Фанталис. – Но оказалось, что молодежь с удовольствием идет работать в хостелы – не ради денег, а ради общения. Проблема же оказалась в том, что хостелы привлекают не только экономных иностранцев из Европы, но и эмигрантов. Устраивать фейсконтроль для будущих постояльцев практически невозможно, потому что обычно бронь оформляется через электронные системы, например, через Booking.com. На сегодняшний день, думаю, в мире только 5% приверженцев хостельного движения готовы отправиться в Россию, остальные же думают, что все будет, как в фильме «Хостел». В итоге лучший индивидуальный подход для постояльцев бюджетных отелей, по мнению игроков, сегодня прост: чистота, отсутствие скрытых затрат и, возможно, трансфер.

 



иГРОКИ РЫНКА

InterContinental Hotels Group

Либинсон Арон

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre