Обзор рынка качественных гостиниц в Казахстане

Алматы и Астана - крупнейшие гостиничные рынки Казахстана. В обоих городах активно строятся новые объекты – до конца 2018 года гостиничные рынки в них вырастут вдвое, при этом спрос не увеличивается аналогичными темпами. Это приведет к росту конкуренции и снижению тарифов в Алматы и Астане, отмечают в своем отчете аналитики JLL.

5706
Несмотря на то, что Алматы уже не является столицей Казахстана, город остается основным финансовым и культурным центром страны; после переноса столицы бизнес мигрирует в Астану и обратно. В целом деловая активность в Алматы сократилась, что привело к снижению тарифов и загрузки гостиниц. При этом девелоперы по-прежнему стремятся строить новые отели в Алматы, хотя вопрос о перенасыщении этого рынка, по мнению экспертов JLL, становится все более актуальным. Казахстан недавно объявил об отмене виз на пробный период – один год – для ключевых стран-«партнеров»: США, Великобритании, Японии, Германии, Франции, Италии, Нидерландов, Малайзии, Южной Кореи и ОАЭ, что было очень позитивно воспринято бизнес-сообществом.

«Алматы – достаточно развитый гостиничный рынок, в городе работают гостиницы с общим номерным фондом 6,5 тыс. номеров, 20% из них относятся к брендированным, - рассказывает Дэвид Дженкинс, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL. – В то же время туристический поток в городе ограничен, несмотря на развитую горнолыжную инфраструктуру вблизи от Алматы – Чимбулак и Медеу. Сейчас эти курорты работают преимущественно на внутренний спрос. Почти 70% всех гостей отелей – деловые туристы. Спрос на размещение со стороны иностранцев генерируется в первую очередь гостями из России, Турции, Китая и США. Зарубежные туристы предпочитают останавливаться в отелях уровня 4-5 «звезд».

Пик показателей гостиничного рынка Алматы пришелся на период 2007-2009 годов, когда основные отели наращивали тарифы. Открытие Holiday Inn, перенос столицы в Астану и мировой кризис привели к значительному снижению цен и загрузки. Согласно данным JLL, по итогам января-июля 2014 года тарифы в гостиницах Алматы снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4% - до 177 долл., при этом загрузка сократилась незначительно и составила 57%. В городе продолжают активно строиться отели, в числе ближайших открытий – Novotel на 150 номеров (2015 год), Ramada на 162 номера (2016 год), Hyatt Regency на 270 номеров (2017 год).

«До конца 2018 года в Алматы заявлен ввод свыше 1 тысячи номеров, в результате реализации этих планов предложение брендированных гостиниц в городе вырастет в 2 раза, что с учетом ограниченности спроса вызывает беспокойство, - комментирует Дэвид Дженкинс. –  Бизнес сейчас фокусируется на Астане, что подрывает показатели отелей в Алматы, но несмотря на это гостиницы в экс-столице продолжают строиться. Помимо нового ввода, ожидается полная реновация отеля Rahat Palace, а также переход ряда казахских отелей под управление  международных брендов. Сейчас строятся, как минимум, три гостиницы среднего ценового сегмента (Park Inn, Novotel и Ramada), после выхода которых давление на тарифы продолжится, так как отели будут стараться удержать загрузку».

Астана является столицей Казахстана с 1997 года и вторым по величине городом в стране после Алматы. За последние десять лет вклад Астаны в ВВП страны увеличился до 8,5%. Город все еще отстает от Алматы в плане бизнес-активности, но очевидная история успеха Астаны – провинциального города, ставшего столицей – и будущих планов по развитию дают надежду на рост рынка. Для поддержки дальнейшего девелопмента и «раскрутки» города Казахстан выдвинул Астану в качестве  номинанта на проведение World Expo в 2017 году и выиграл эту возможность. Астана являет собой отличный пример мастер-планирования города, в котором уже построено и еще ожидается большое число знаковых объектов.

Астана является столицей Казахстана с 1997 г. и вторым по величине городом в стране после Алматы. За последние десять лет вклад Астаны в ВВП страны увеличился до 8,5%. Город все еще отстает от Алматы в плане бизнес-активности, но очевидная история успеха Астаны – провинциального города, ставшего столицей – и будущих планов по развитию дают надежду на рост рынка. Для поддержки дальнейшего девелопмента и «раскрутки» города Казахстан выдвинул Астану в
качестве номинанта на проведение World Expo в 2017 г. и выиграл эту возможность. Астана являет собой отличный пример мастер-планирования города, в котором уже построено и еще ожидается большое число знаковых объектов.

Астана – это новый гостиничный рынок, и отели здесь строятся очень активно. Сейчас работает 36 объектов (3 тыс. номеров), из них семь (1,5 тыс. номеров) – брендированные. Астана – это город органов власти, тогда как туристической инфраструктуры практически нет.  Ожидается, что World Expo 2017 года станет катализатором роста внутреннего и въездного туризма. Сейчас почти 90% гостей отелей в Астане – деловые туристы.

Гостиницы Астаны смогли достичь высоких средних тарифов, но пока не могут преодолеть 50% уровень в среднегодовой загрузке. По данным JLL, в январе-июле 2014 года загрузка отелей Астаны находилась на уровне 45%, а цены были выше, чем в среднем по Алматы, - 185 долл.

«С учетом открытия двух брендированных отелей среднего ценового сегмента (Park Inn, Hilton Garden Inn) и Marriott, а также значительного объема номеров, заявленных к вводу в будущем, мы ожидаем роста конкуренции и снижения тарифов, - прогнозирует Дэвид Дженкинс. - До конца 2018 года объем рынка брендированных отелей должен увеличиться более чем вдвое – к вводу заявлено около 2 тысяч номеров. Темпы роста предложения в ближайшие годы значительно опередят имеющийся спрос в городе. Местные девелоперы предпочитают строить отели  верхнего ценового и люксового сегментов, что мало поддерживается спросом. До конца 2018 года на рынок должны выйти, как минимум, четыре гостиницы «люкс». Открытие новых объектов будет оказывать давление на средний тариф, а показатель загрузки станет менее предсказуемым. В то же время нужно учитывать, что Астана – это город будущего, и текущие вложения являются долгосрочными инвестициями».

Астана развивается впечатляющими темпами. Ввод гостиниц в ближайшие годы значительно опередит спрос в городе. Местные девелоперы предпочитают строить отели верхнего ценового и люксового сегментов, что мало поддерживается спросом. До конца 2018 г. на рынок должны выйти, как минимум, четыре гостиницы класса «люкс». Открытие новых объектов будет оказывать давление на средний тариф, а показатель загрузки станет менее предсказуемым. В то же время нужно учитывать, что Астана – это город будущего, и текущие вложения являются долгосрочными инвестициями.


журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre