Что привлекает арендаторов бизнес-парков?

Компания CBRE провела исследование, посвященное бизнес-паркам и крупным проектам, расположенным за МКАД, и выяснила, каких арендаторов привлекают такие проекты и что именно привлекает самих арендаторов.

5971
Как отмечается в исследовании, история бизнес-парков в Европе началась в Лондоне в середине 1980-х гг., а первыми арендаторами стали активно развивающиеся IT-компании. Поскольку большинство этих компаний были родом из США, то формат бизнес-парков был привычен для них – в Америке он появился еще в 60-х гг. ХХ века. Уже позднее в конце 90-х гг. бизнес-парки начали активно развиваться на территории Европы в Польше и Чехии.

Первым классическим бизнес-парком в Москве стал проект «Крылатские холмы», расположенный по адресу ул.Крылатская, д.17. Объект был введен в эксплуатацию во второй половине 2005 – начале 2006 г. Первыми арендаторами стали крупные международные компании, которые «психологически» были готовы к переезду из центра, поскольку в Европе и США офисы их материнских компаний, как правило, тоже расположены в бизнес-парках, удаленных от города.

В рамках исследования CBRE был проанализирован состав арендаторов, занимающих площади в офисных комплексах класа А и В+ за МКАД. Выяснилось, что международные компании занимают на 30% площадей меньше, чем российские компании (55 тыс. кв. м и 78 тыс. кв. м соответственно). Однако международные компании превосходят российские по другому показателю – по количеству. Так, число международных компаний, чьи офисы располагаются в БП – 33, а российских почти в два раза меньше – 18. Кроме того, средняя площадь офисов международных компаний почти в три раза превосходит тот же показатель в отношении российских компаний (4 300 кв. м и 1 600 кв. м).

Согласно прогнозам CBRE, в 2015 г. компании из секторов IT и телеком будут доминировать по объему занимаемых площадей за счет переезда Ростелеком (50 тыс. кв. м) и Систематика (17 тыс. кв. м) в многофункциональный офисный парк Comcity. Таким образом, доля компаний из секторов IT и телеком составит почти 50%.

Кроме того, в будущем аналитики не исключают возможности, что московские бизнес-парки будут иметь отраслевую принадлежность, что характерно для бизнес-парков, расположенных в Праге, Лондоне, Варшаве и Дубаи.

Как отмечают в CBRE, объемы ввода в эксплуатацию новых офисных площадей в следующем году обещают обогнать на 30% рекордные результаты 2007-2008 гг. Так, в 2014-2015 гг. всего будет введено 400 тыс. кв. м, 60% из которых заявлено к вводу в 2014 г. На территории Новой Москвы заявлено к вводу 200 тыс. кв. м в ближайшие два года. Среди реализуемых проектов Л2, Неополис и Comcity.

Что же является определяющим фактором для арендаторов при принятии решения, в каком бизнес-парке снять площади? По мнению аналитиков CBRE, это:

  • разнообразие инфраструктуры,
  • удобство подъездных путей,
  • доступность общественного транспорта,
  • эффективный парковочный коэффициент,
  • ставка аренды,
  • возможность арендовать бОльшие площади, чем арендуется в настоящий момент.

Что касается ставок аренды, то на сегодня средняя ставка аренды на офисы класса А и В+ в заМКАДных проектах составляет $300-450, в то время как в объектах внутри МКАД –  $500-750.


журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre