Алексей Дарков, заместитель генерального директора коворкинг-центра для стартапов RULEX.
Отвечая на вопрос, актуален ли сейчас коворкинг, могу сказать, да, безусловно, коворкинг сейчас актуален. Как динамично будет развиваться этот сегмент коммерческой недвижимости и будет ли развиваться вообще – вопрос сложный. С одной стороны, мы сейчас наблюдаем повсеместное снижение арендных ставок в офисной недвижимости, которое в первом квартале 2015 года по разным оценкам составила 18% в классе Б и 10% в классе С. А это означает, что те арендаторы, которые снимали помещение, допустим, в классе Б, получили возможность улучшить свои условия и перебраться в офис классом выше. Равно, как и арендаторы офисов класса С. Те же, кто рассматривал вариант коворкинга, теоретически также мог вместо этого рассмотреть вариант аренды офиса класса С низкого качества. Это один момент.
С другой стороны, если сравнивать качество офиса под коворкинг и качество офиса С или даже Б, то нередко офис под коворкинг качественно выигрывает у них, особенно в ЦАО. К слову сказать, 90% офисов под коворкинг находятся в ЦАО или в пределах ТТК, в бывших промзданиях, с хорошей реконцепцией, инфраструктурой и транспортной доступностью, в отличие от тех же промзон в удаленных труднодоступных районах, реконструированных даже под класс Б плюс.
Какие же плюсы я вижу в коворкинг-бизнесе? Разумеется, прежде всего, конкурентную цену. Если взять бизнес-центр средней руки в ЦАО, то там арендные ставки колеблются от 18 до 24 тысяч рублей за кв м в год. Это не так дорого, но можно найти и дешевле. Но надо понимать, что развивающемуся малому бизнесу или стартаперу тяжело найти такие и такие деньги, а они – основные потребители коворкинг-услуг. И вот тут я скажу, что на сегодняшний момент в коворкинг-услугах нет не только единообразия, но и четкого понимания цен и главное, понимания того, что нужно потребителю. Условно говоря, сейчас их можно разделить на три вида. Первое – это так называемые бизнес-инкубаторы или технопарки, торжественно открытые под эгидой правительства Москвы и пользующиеся ее поддержкой. В их составе обязательное есть и коворкинг-центр. Средняя стоимость их аренды одного рабочего места в месяц составляет примерно 6 тысяч рублей, или 500 рублей в день, а все опции, вроде интернета, парковки, ксерокса, принтера оплачиваются дополнительно. При этом, чтобы стать резидентом такого коворкинг-центра, надо пройти поэтапный отбор. Противоположную крайность составляют маленькие коворкинг-центры на 4-5 посадочных мест. Это в-основном кафе, которые имеют возможность сделать какую-то отдельную выгородку. Никаких особенных услуг они не предоставляют и берут почасовую оплату.
Есть и пул классических центров, открытых именно под коворкинг и ни подо что более. В эту категорию входим и мы. Вопрос ценообразования тут разнообразен. Стоимость дня в таком центре может составлять от 500 до 800 рублей. Стоимость в год колеблется до 200 тысяч, количество часов пребывания очень различно. Но вопрос даже не в этом. А в том, какой пакет услуг компания может получить, становясь резидентом коворкинга. И вот здесь становится ясно, что услуга эта еще очень молода и предложение не часто ориентируется на спрос. Есть некий стандарт: посадочное место, интернет, переговорная комната… А дальше начинается полный креатив за отдельную плату: завтраки и перекусы, чай и кофе, шкафчик для личных вещей, бесплатное посещение семинаров, помощь в подготовке бизнес-планов, переводчик, плазменные панели… В-общем, все, что может и готов продать коворкинг-центр.
Лично мы посчитали, что резиденту коворкинг-центра не столько важна чашка кофе в течение дня или плазменная панель, сколько какой-то внятный и приемлемый по цене аутсорсинг по непосредственному сопровождению бизнеса. Как то: открытие юридического адреса, если это необходимо, предоставление физического адреса, помощь в регистрации и перерегистрации, услуги удаленного колл-центра, аккумулирование почтовой корреспонденции. И за отдельную плату – бухгалтерский и юридический аутсорсинг…
Сколько всего коворкинг-центров в Москве – подсчитать очень сложно. Не ошибусь, если скажу, что по Москве количество чистых коворкинг-центров исчисляется всего лишь десятками, что, безусловно, капля в море для Москвы. Но сейчас мы наблюдаем такую тенденцию, что бизнес-центры Б и С класса, особенно вновь открывающиеся, режут свой опен-спейс в том числе, и под коворкинг. И таких примеров много. Наши коллеги в свое время прогнозировали, что в 2015 году в Москве уже будет более 600 коворкинг-центров. Могу сказать, что пока этого нет. Хотя мы ощущаем спрос.