Анализ ситуации на рынке стрит-ритейла Санкт-Петербурга
07.10.2015
7367
Впервые с начала 2015 года на рынке стрит-ритейла
Санкт-Петербурга наблюдалось снижение объема свободных помещений. По оценкам
компании JLL, в 3-м квартале 2015 года доля вакантных площадей на основных
торговых улицах Санкт-Петербурга сократилась на 0,6 п.п. и составила 8,2%. Наиболее
значительное снижение показателя наблюдалось на Большом проспекте П.С., где в
течение квартала уровень свободных помещений снизился с 8,1% до 4,6%, и на
Владимирском проспекте – с 7,6% до 3,0%.
В стрит-ритейле продолжает сокращаться количество fashion
арендаторов, хотя негативная динамика в этом сегменте замедлилась,
свидетельствуют данные JLL. Так, в структуре закрытых за 3-й квартал объектов
доля fashion ритейлеров составляет 19% (в первых двух кварталах она находилась
на уровне 21-30%), в то время как среди новых открытий – всего 11% (сопоставимо
с показателями 1-го полугодия). При этом в целом число открытий за квартал на
23% превысило количество закрытий.
Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании
JLL в Санкт-Петербурге, отмечает высокую долю сектора услуг в структуре закрытых
объектов стрит-ритейла. «В первую очередь это связано со сложной ситуацией в
банковском секторе – в результате отзыва лицензий и внутренних решений многие
филиалы были закрыты. Причем в большинстве случаев владельцы помещений, в
которых эти филиалы находились, не смогли оперативно найти нового арендатора,
поэтому эти площади пустуют, - объясняет Владислав Фадеев. – Также определенные
сложности с быстрым поиском альтернативы испытывают владельцы небольших
помещений, прежде занимаемых сотовыми операторами, магазинами электроники.
Однако в этом случае можно говорить о несоответствии ожиданий владельца
площадей и той арендной ставки, которую готовы платить альтернативные
арендаторы».
Самая высокая активность с точки зрения как открытий, так и
закрытий наблюдалась в сегменте кафе и ресторанов. «Периоды трансформации
экономики – правильное время для тестирования новых форматов, и на ресторанном
рынке Петербурга в последнее время появилось большое количество дебютантов.
Открывая новые заведения, они экспериментируют с позиционированием и уделяют
особое внимание атмосфере ресторана. Вследствие этого улицы в центральной части
города обретают определенное, узнаваемое “лицо”. Модными прогулочными улицами с
кафе и ресторанами стали Гороховая, Большая Конюшенная, Жуковского, Белинского,
Восстания и другие, хотя самым ярко выраженным “ресторанным” коридором
Петербурга по-прежнему остается улица Рубинштейна», - комментирует Анна
Лапченко, руководитель направления стрит-ритейла компании JLL в
Санкт-Петербурге.
Вследствие оживления рынка и снижения доли вакантных
площадей в стрит-ритейле Санкт-Петербурга немного увеличились ставки аренды. В
первую очередь это касается основных торговых коридоров в центре города, а
также ликвидных помещений около станций метрополитена в спальных районах.
Максимальные ставки аренды (характерны для Невского проспекта) выросли до
7-12,5 тыс. руб. за кв. м в месяц (включая НДС).
Уровень ротации в 3-м квартале на
основных торговых улицах Петербурга существенно снизился, вернувшись к значению
1-го квартала 2015 года. Так, если во 2-м квартале он составлял 9,6%, то в 3-м
квартале (также как и в 1-м) - 4,6%. Снижение уровня ротации характерно для
всех основных торговых коридоров Санкт-Петербурга, однако наиболее сильное
сокращение показателя за последний квартал произошло на 6-7 линиях В.О.,
Владимирском проспекте, Садовой улице и Невском проспекте.
Поделиться
журнал CRE 2(447)
Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций?
Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate?
Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?
За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...
Об упаковке квартир в ЗПИФы, новом ТЦ в Восточном Бирюлеве, офисах Аэрофлота и Лукойла, гибких проектах Aspace и AFI, крупной складской сделке в Татарстане, масштабном проекте в Анапе и новых офисах от А101, а также о том, что обсуждалось на Office & Development Brunch 2025 - в нашей традиционной подборке.
20 марта в Москве состоялась ежегодная встреча, посвященная офисному рынку. Ведущие девелоперы, консультанты и эксперты затронули общие тренды рынка, дали аналитику и порассуждали о портрете покупателя. Мы, журналисты, всегда любим говорить о новой реальности или нормальности, но дискуссия показала, что рынок действительно поменялся, и даже глубже, чем мы себе представляли. И в то же время есть маркеры, которые говорят о движении в обратную сторону - сторону аренды этажами и блоками (то, как всегда представляли профессиональный рынок). Причем это даже без учета возможного возвращения международных компаний. Просто в мелкую нарезку с высокими доходами уже поиграли, а клиенту теперь снова нужно, как было, только современнее, сервиснее и зеленее. Девелопмент, фокус на который казался определяющим (КРТ, МПТ и прочее), на самом деле тоже зависим от человека и от "Рынка" (именно так, с большой буквы и в несколько мистическом понимании), поэтому тезис "всё не будет как прежде уже никогда" конечно же имеет место быть, но ни отдельные проекты, ни компании, ни десятки девелоперов жилья для этого рынка уже не становятся определяющими.
Торги по продаже бизнес-центра класса А площадью 50 тыс. кв. м пройдут 28 мая в форме голландского аукциона (на понижение). Начальная цена - 5,56 млрд, минимальная - 4,06 млрд рублей.