Эксперты отмечают, что в 2014-2015 гг. российский рынок покинули 56 торговых сетей, и это на 50% больше, чем в кризис 2008–2009 гг. Большинство «ушедших», как ни странно, относятся к категории продуктов питания: 18 (32% от общего числа) из 56 торговых марок, ушедших с рынка в 2014–2015 гг., относились именно к продуктовым операторам.
Торговые операторы профиля «одежда» - на втором месте после продуктовых ритейлеров по количеству игроков, ушедших с рынка. В 2014–2015 гг. прекратили свое существование 16 брендов.
На третьем месте, правда, с большим отрывом, находятся операторы общепита: за полтора последних года с рынка ушли 6 сетевых игроков (11% от общего числа). Для сравнения: в прошлый кризис операторы общепита не покидали рынок, а третье место по количеству ушедших марок занимала категория «бытовая техника и электроника».
Сегодняшний кризис в большей степени затронул иностранных торговых операторов: 34 из 56 брендов - иностранного происхождения, 8 из них – американские. В кризис 2008–2009 гг. российский рынок покинули только 10 иностранных торговых марок.
Как только начался кризис, почти все торговые сети, представленные на российском рынке, сократили количество торговых точек или скорректировали свою программу развития. Некоторые сетевые операторы закрыли от 40 магазинов и более (например, Перекресток-Экспресс, Centro, Adidas, Vis-a-Vis). Но немаловажно, что часто розничные компании закрывали убыточные точки, при этом открывая новый магазин в более привлекательном для покупателей месте.
Ольга Ясько, директор департамента аналитики Knight Frank Russia & CIS, комментирует: «Интересно, что несмотря на ожидавшееся преобладание fashion-сетей в списке уходящих с рынка торговых операторов, таковыми стали продуктовые сети, причем преимущественно небольшие. Думаю, что основная причина – невозможность выдержать конкуренцию со стороны сильных федеральных игроков. Кризис приводит к тому, что потребители начинают оптимизировать потребление, причем товаров даже такой устойчивой группы, как продукты питания. Поэтому важной становится ценовая конкуренция. И здесь крупным игрокам легче, поскольку они имеют более низкий уровень закупочных цен у производителей (эффект масштаба). А в текущей ситуации (в отличие от прошлого кризиса) ситуация отягощается еще затягиванием периода стагнации, ограничительными санкциями, а также различными законодательными инициативами (такой, например, как положения «Закона о торговле», ограничивающие присутствие сети в определенном регионе (порог доминирования). В такой ситуации проблемы с оплатами поставщикам могут появиться у всех игроков, но менее крупным их решать гораздо сложнее».