Компания STEP провела исследование строительной активности на рынке торговой недвижимости Санкт-Петербурга. C начала 2015 г. объем ввода торговых площадей составил порядка 223 тыс. кв. м, и это - один из самых низких показателей за последние восемь лет.
Аналитики подсчитали, что с января по ноябрь 2015 г. в Петербурге введен в эксплуатацию 41 торговый объект общей площадью 223,1 тыс. кв. м, при этом 32 из них приходятся на вновь построенные здания (190,1 тыс.) и еще девять – объекты реконструкции (33 тыс.).
Кайл Патчинг, коммерческий директор направления гражданского строительства компании STEP, отмечает: «Объемы ввода торговых площадей в Петербурге сокращаются в течение последних трех лет. В 2013 г. этот показатель составлял 413 тыс., в 2014-м – 387 тыс. кв. м. Однако город по-прежнему входит в пятерку лидеров по обеспеченности населения качественными торговыми площадями – 530 кв. м на 1 тыс. жителей, опережая по этому показателю в том числе Москву».
Назовем наиболее крупные торговые объекты, разрешение на ввод в эксплуатацию которых было получено в уходящем году. Это аутлет «Пулково» на Пулковском шоссе (общая площадь – 20,9 тыс. кв. м), гипермаркет строительных товаров «Леруа Мерлен» на проспекте Культуры (17,7 тыс. кв. м), а также два оптоклуба «Ряды» на Пулковском шоссе и Шафировском проспекте (по 16 тыс. кв. м каждый).
Лидерами по вводу торговых площадей в 2015 г. стали Красногвардейский (46,8 тыс. кв. м), Московский (41,7 тыс. кв. м) и Приморский (26,2 тыс. кв. м) районы Петербурга. Наименьшее число торговых площадей за рассматриваемый период достроено в Кировском (5 тыс. кв. м), Колпинском (3,2 тыс. кв. м) и Курортном (0,3 тыс. кв. м) районах. Ни одного торгового объекта с начала текущего года не было введено в пяти городских районах – Адмиралтейском, Василеостровском, Кронштадтском, Петроградском и Центральном.
Кайл Патчинг комментирует: «Красногвардейский район останется лидером ввода современных торговых площадей и в 2016-м, поскольку на следующий год здесь запланирован ввод торгово-развлекательного комплекса «Охта Молл» общей площадью 148 тыс. кв. м. Этот объект станет единственным «стотысячником» с вводом в 2016-2017 годах в Петербурге». Выход Красногвардейского района в лидеры торгового девелопмента, по мнению эксперта, - большой плюс, т.к. до недавнего времени данный район был плохо обеспечен качественными торговыми площадями.
В 2015 г. стал заметнее тренд на уменьшение размеров строящихся объектов, а также их специализацию и ориентацию на новые форматы торговли. Так, на долю специализированных и продовольственных гипермаркетов пришлось 38,1% всех введенных в 2015 г. торговых площадей. Еще 23,9% заняли торговые центры небольшого микрорайонного типа, в том числе ориентированные на определенную нишу товаров. Для сравнения - ранее основной объем всех построенных торговых площадей в Петербурге приходился на крупные торгово-развлекательные комплексы (в 2014 г. – 58%, в 2013-м – 75,4%, в 2012-м – 44,4%).
Среди новых торговых форматов, выведенных на петербургский рынок в этом году, можно отметить оптово-розничный парк «Мезоджи» (в составе которого открылся центр исполнения заказов сети «Юлмарт»), два гипермаркета «Оптоклуб «Ряды» (продажа ограниченного числа наименований продукции по более низким ценам и в укрупненной упаковке), аутлет «Пулково» (реализация прошлых коллекций известных брендов по сниженной цене) и ряд других.
Кайл Патчинг подводит итоги: «Большинство районов Петербурга на сегодняшний день достаточно обеспечены площадями в составе крупных торгово-развлекательных комплексов. Такие объекты в ближайшие годы могут появиться только в составе проектов комплексного освоения территорий, их развитие во многом будет зависеть от сроков строительства новых крупных жилых массивов в Петербурге и ближайших районах Ленобласти. Внутри города продолжится тенденция строительства небольших торговых центров и реконструкции устаревших объектов, ориентированных на население отдельного района, гипермаркетов и супермаркетов в формате «магазин у дома».