Средний размер крупнейшей сделки на рынке офисной аренды Москвы по итогам I-III кварталов 2015 г. составил 12 070 кв. м, увеличившись на 42% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. (8 470 кв. м), отмечают аналитики международной консалтинговой компании KnightFrank.
Активность на рынке офисной недвижимости Москвы на протяжении 9 месяцев 2015 г. в значительной степени была обусловлена высокой волатильностью курса российской национальной валюты. Так, I квартал 2015 г. на фоне крайне высокой степени неопределенности в экономике страны показал минимальное в этом году значение объема сделок аренды и покупки качественных офисных площадей. Однако уже к концу квартала после стабилизации курса рубля компании вернулись к переговорам, в результате чего II квартал продемонстрировал увеличение объема сделок.
В свою очередь III квартал 2015 г. стал наиболее активным: были анонсированы планы по переезду, а также закрыты крупнейшие с начала года сделки по аренде и покупке офисных площадей. Стоит отметить, что арендаторы активно вступали в переговоры по пересмотру условий аренды: на фоне снижения ставок, а также ослабления рубля с IV квартала 2014 г. доля подобных сделок увеличивалась, суммарно достигнув 63% в общем объеме сделок за 9 месяцев 2015 г.
Константин Лосюков, директор департамента офисной недвижимости, Knight Frank, отмечает: «Рост среднего размера крупнейшей сделки на рынке офисной аренды в текущих реалиях объясняется тем, что рынок достиг дна, и компании-арендаторы стремятся воспользоваться ситуацией, зафиксировав низкие ставки аренды до того момента, как они начнут расти. Некоторые компании консолидировались в качественных объектах, переехав из низкокачественных опять же на фоне низких ставок аренды. Другие вместо продления договора с несговорчивым собственником смогли переехать на более интересных условиях в новое здание в развивающемся деловом районе. Таким образом, ряд собственников в 2015 г. успешно сдали свои помещения и частично заполнили здания, хотя и были вынуждены сделать это с большими дисконтами. Однако теперь они уже менее охотно идут на уступки, т.к. нет уже такой отчаянной ситуации, когда здание стоит пустое».