Секреты «выживания» - владельцам офисов, ТЦ и складов

2015 год стал для рынка коммерческой недвижимости не столь катастрофичным, как предрекали многие эксперты. В этом году сформировался целый ряд совершенно новых для рынка тенденций, которые раньше либо не проявлялись вообще, либо оказывались исключением, подтверждающим правило.

5951

2015 год стал для рынка коммерческой недвижимости не столь катастрофичным, как предрекали многие эксперты. В этом году сформировался целый ряд совершенно новых для рынка тенденций, которые раньше либо не проявлялись вообще, либо оказывались исключением, подтверждающим правило.

«2015 год без всяких сомнений можно назвать годом арендатора, — комментирует собственник ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев. — Рынок увидел все соответствующие признаки: требования по пересмотру ставок, ротацию арендаторов, массовое расторжение договоров аренды и т.д. Но важно то, что все эти перемены произошли в начале года — рынок перестроился на работу по новым правилам. В отличие от кризиса 2009-го, когда рынок продолжало трясти в течение как минимум года, сейчас «новый порядок» установился уже к концу первого квартала». По мнению Андрея Ковалева, во многом этому помог опыт предыдущего кризиса: многие компании усвоили урок и подошли к новому кризису уже с рублевыми кредитами и рублевыми же арендными ставками, а также с проработанной «программой выживания» в сложных экономических условиях. Это спасло рынок от волны массовых банкротств.

ОФИСЫ

Ротация арендаторов в бизнес-центрах, которая наметилась в начале 2015 г., носила вполне определенный характер: до 25-30% компаний, переезжавших из высококлассных БЦ классов В, В+ и даже А, выбрали для себя офисы категорий В- или С. При этом спрос в низшем ценовом сегменте не распределился равномерно: востребованы оказались наиболее качественные объекты - преимущественно центральной локации либо расположенные вблизи от станций метро, обладающие полноценной инфраструктурой, с хорошими планировками и качественной отделкой. Характерным отличием от кризиса 2009 г. является то, что арендаторы, выбрав оптимальный вариант для переезда, остаются постоянны, а не переезжают в поисках лучших условий.

Основным конкурентным преимуществом в сегментах В- и С в 2015 г. стали «сервисные» опции, а не цена. В топ-3 требований, определяющих востребованность офисных помещений данных сегментов, вошли, по данным ГК «ЭКООФИС», наличие комплекса дополнительных услуг для арендатора (первое место), развитая инфраструктура и необычная концепция офисного центра (второе и третье места соответственно). Сама по себе низкая арендная ставка перестала являться серьезным конкурентным преимуществом.

ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ

Кризис не мог не сказаться на сегменте торговой недвижимости, и особенно уязвимы оказались вновь открываемые торговые центры. «Это те проекты, которые начинались без расчета на кризис, и в новых условиях им приходится работать с минимальной заполняемостью, буквально с одним-двумя якорными арендаторами, — поясняет Андрей Ковалев. — Шансом на спасение для таких объектов может стать акцент на сервисы и развлечения, а также на развитие общепита: даже если жители соседних районов не готовы в кризис к масштабному шопингу, «вдохнуть жизнь» в новые объекты и помочь перенести сложные времена сможет культура времяпрепровождения в ТЦ, где собраны недорогие развлечения». Уязвимыми оказались и специализированные торговые центры: по данным ГК «ЭКООФИС», поток покупателей в специализированных ТЦ таких категорий, как электроника, автомобили, хобби, товары для спорта снизился за год на треть и более, а товаров для дома и ремонта, детских товаров — примерно на 20%. Выходом для таких объектов станет расширение специализации и привлечение арендаторов тех категорий, которые характерны для классических торговых центров.

Еще одна кризисная тенденция торгового рынка — возросший спрос со стороны арендаторов из сферы услуг и торговли на помещения в столичных бизнес-центрах. Это туристические компании, салоны красоты, стоматологические клиники, магазины товаров ежедневного спроса и даже косметики и аксессуаров. Востребованность площадей в БЦ объясняется расчетом на стабильный ежедневный платежеспособный поток посетителей — сотрудников компаний-арендаторов. Только в бизнес-парках «Дербеневский» и «Кожевники» в первые месяцы осени количество обращений арендаторов такой категории увеличилось примерно на 30%.

СКЛАДЫ

В складском сегменте влияние кризиса также сказалось увеличением доли вакантных площадей, и в первую очередь — в высококлассных объектах (А, В+ и В-класс). Как и офисный сегмент с его 30-35 и даже 40% пустых помещений в А-классе и порядка 15-20% — в В, складской сегмент обновил в 2015 г. свой «антирекорд» по этому показателю. Уровень пустующих площадей в уже существующих складских комплексах приближается к 10-12%, в новых объектах показатель в течение года мог достигать и 25%.

В качестве характерной тенденции складского рынка можно отметить снижение активности арендаторов «золотой середины» — компаний среднего бизнеса — при одновременной активизации спроса со стороны малого бизнеса. Отчасти этому поспособствовали политика импортозамещения, отчасти — переход некоторых компаний из ранга среднего бизнеса в малый, отчасти — оптимизация расходов на аренду помещений. «В качестве сопутствующих трендов стоит отметить курс на переезд небольших компаний-арендаторов из Подмосковья в пределы МКАД и стремление объединить склад и офис либо складские помещения с производственными, — отмечает Андрей Ковалев. — Причина — все в той же оптимизации расходов, как логистических, так и на аренду офиса. Статистика наших объектов — бизнес-парка «Кожевники», технопарков «Медведково» и «Перово Поле» — свидетельствует о росте спроса на такой продукт на 10-15%». 



иГРОКИ РЫНКА

ЭКООФИС

Ковалев Андрей

Управление и эксплуатация недвижимости

ЭКООФИС

журнал CRE 9 (429)

Сентябрь 2
Свежий CRE №9 (429) вышел в PDF-формате. Прочитать его можно ЗДЕСЬ Читайте в номере: Инвестиции ЛОЖЕЧКУ ЗА МАМУ «Диванные инвесторы» несут деньги в недвижимость Девелопмент ЖЕСТКИЙ ДЕФИЦИТ Возможности спекулятивного строительства складов ограничивает загруженность мощностей ключевых девелоперов Консалтинг ОБРУСЕВШИЕ Консалтинг становится локальным и менее востребованным Актуально БРОНЯ КРЕПКА Почему в России не появляются качественные национальные сервисы бронирования ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (18-24 сентября)

Крупные открытия в знаковых ТРЦ Москвы, Петербурга и Новокузнецка, итоги премии CRE Federal Awards 2023, новости по проекту «Основы» в Большом Сити, крупный склад для Lazurit, реконцепция «Калейдоскопа комфорта и уюта», долгожданная продажа сети «Сибирский городок» и расширение офиса MR Group – в нашей традиционной подборке.
24.09
Источник: cre.ru
CRE Awards

Все победители CRE Federal Awards 2023

Поздравляем победителей ежегодной премии в области коммерческой недвижимости CRE Federal Awards!
21.09
Источник: Пресс-служба Malltech
Открытие

Новокузнецкой «Планете» добавили детства

В новокузнецком ТРЦ «Планета» открылся магазин Crockid.

21.09
Источник: CRE
Проект

В «Южном порту» построят 80 тыс. кв. м складов

Около 65 тыс. кв. м займут производственно-складские объекты, а порядка 15 тыс. кв. м – логистические.

21.09
Источник: Hutton
Проект

Hutton вывел БЦ Geolog2 на рынок

В 18-этажном бизнес-центре могут разместиться 80 офисов, общая площадь которых составит 17 718 кв. м. Срок ввода в эксплуатацию — 2 квартал 2026 года.
22.09
Источник: cre.ru
Проект

Москва получит МФК Emotion

«Стилобат» вкладывает в развитие «Большого Сити».
 
21.09
Источник: Пресс-служба «Стокманн»
Открытие

МЕГА Дыбенко приняла «Стокманн»

«Стокманн» открывается в МЕГА Дыбенко.

 

21.09

подпишись НА эксклюзивные новости cre

Всегда будьте в курсе новостей CRE
Наш телеграм