Чем привлекательна торговая недвижимость Центральной и Восточной Европы?

Эксперты CBRE говорят о том, что в 2015 г. объем инвестиций в торговую недвижимость в странах Центральной и Восточной Европы (за исключением России) достиг исторического максимума - свыше 9,55 млрд евро, - увеличившись в годовом исчислении на 19%. 

5674

Эксперты CBRE говорят о том, что в 2015 г. объем инвестиций в торговую недвижимость в странах Центральной и Восточной Европы (за исключением России) достиг исторического максимума - свыше 9,55 млрд евро, - увеличившись в годовом исчислении на 19%.  Особенно хорошие показатели отмечены в Чехии и Польше, где объемы инвестиций достигли 2,7 и 4 млрд евро соответственно.

Большинство стран Центральной и Восточной Европы успешно завершили 2015 год. Серьезный рост объема сделок зафиксирован в Чехии, Венгрии, Польше и Сербии.

Такие радужные показатели 2015 г. обусловлены повышенным интересом к качественной торговой недвижимости, который наблюдается с 2013-2014 годов. Впервые на долю торговой недвижимости пришлось 43% от общего объема инвестиций на рынке Центральной и Восточной Европы. В годовом исчислении прирост существенен (свыше 160%) и опирается на целый ряд масштабных инвестиционных сделок с крупными первоклассными торговыми центрами в Чехии и Польше.

Объем инвестиций в ключевые страны Центральной и Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша, Словакия и Румыния) достиг в 2015 г. 8,4 млрд евро, что на 14% выше показателя 2014 г. и значительно выше прогнозного показателя. Выдающаяся результативность Польши является свидетельством стремительного роста и стабильности макроэкономики этой страны. В Чехии рост возобновился благодаря двум крупным инвестиционным сделкам, заключенным в 2015 г.

Объем инвестиций в Венгрии вырос в годовом исчислении на 42%. В 2016 г. ожидается дальнейший рост, поскольку инвесторы проявляют все больший интерес к стране. Не исключены сделки в динамично развивающемся секторе розничной торговли, в котором в ряде областей отмечен двузначный рост оборота. Спад объема инвестиций в Румынии следует рассматривать в контексте неожиданно высоких результатов 2014 г., в значительной степени обусловленных одной разовой крупной сделкой. Если исключить этот эффект, Румыния показала хорошие результаты. Заглядывая в будущее, можно утверждать, что Румыния и Словакия обречены на успех благодаря повышенному интересу инвесторов. Крупные сделки ожидаются в Сербии, Хорватии и Словении, поскольку инвесторы стремятся установить свое присутствие на этих рынках.

Гийс Кломп, директор отдела инвестиций в регионе Центральной и Восточной Европы,комментирует эти показатели: «В 2015 году мы наблюдали приток крупных инвестиций в регион: европейские инвесторы пытаются воспользоваться относительно высокой доходностью и качеством объектов, доступных на рынке. Мы ожидаем, что в 2016 году эта тенденция сохранится, поскольку в Центральной и Восточной Европе созданы все условия для сильного экономического роста, доходность является относительно высокой по сравнению с Западной Европой, а банки проявляют все больший интерес к финансированию проектов в регионе. Кроме того, существует еще один важный фактор, который будет способствовать укреплению интереса, - а именно значительный рост розничных продаж в регионе. Мы также ожидаем диверсификации состава инвесторов, так как азиатские инвесторы стремятся к наращиванию своего присутствия в этом регионе».

Олеся Дзюба, директор отдела стратегического анализа и планирования CBREрассказала о перспективах рынка: «Объем инвестиций в объекты торговой недвижимости России составил 497 млн евро в 2015 году, что оказалось в три раза выше объема 2014 года, но по-прежнему в три раза меньше среднегодового объема в 1,6 млрд евро в 2011-2013 годах. Основными ограничивающими факторами для закрытия инвестиционных сделок в сегменте торговой недвижимости стала произошедшая в первой половине 2015 года коррекция операционных доходов, за которой последовал пересмотр стоимости активов на фоне сохраняющейся экономической нестабильности и высокой стоимости заемного финансирования. Девальвация рубля и дорогое банковское финансирование стали причинами покупок активов полностью за собственный капитал, что отразилось на среднем размере сделок, который снизился в три раза – до 44 млн евро в 2014-2015 гг. со 133 млн евро в 2011-2013 гг.

Несмотря на нестабильность в целом, мы наблюдаем растущий интерес к торговому сегменту как со стороны российских, так и со стороны иностранных инвесторов, которые, как правило, придерживаются двух стратегий – приобретение качественных приносящих доход активов либо высокорисковых активов с потенциалом улучшения показателей арендного дохода или активов, испытывающих трудности с обслуживанием долга. Основным драйвером для инвесторов сейчас является потенциал восстановления стоимости активов в будущем, после произошедшей коррекции в 2015 году». 



журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre