Сколько инвесторы готовы вложить в общественные пространства БЦ?

По данным международных консалтинговых компаний, за последние 3 года на московский рынок вышло всего 10% деловых комплексов с благоустроенными общественными территориями. Остальные 90% относятся к объектам со стандартной инфраструктурой. 

По данным международных консалтинговых компаний, за последние 3 года на московский рынок вышло всего 10% деловых комплексов с благоустроенными общественными территориями. Остальные 90% относятся к объектам со стандартной инфраструктурой. Тем не менее объем затрат на общественные пространства за эти годы неуклонно возрастал. Захочет ли бизнес делать впрямую не окупаемые инвестиции в условиях кризиса?

Затраты на общественные пространства относительно общих объемов вложений невелики. В Европе они составляют в среднем 5-10% от общих расходов на строительство, в Москве этот показатель находится на отметке примерно 2-3%, если не меньше. «В целом стоимость озеленения и благоустройства в сравнении с общим бюджетом небольшая, это доли процента, – рассказывает Илья Кузнецов, старший директор отдела стратегического консалтинга Cushman & Wakefield. – Правда, организация общественного пространства может потребовать снижения плотности застройки, что повлияет на эффективность и окупаемость проекта. Однако для проектов высокого класса общественное пространство является существенным конкурентным преимуществом, которое создает добавленную стоимость и ценность объекта».

В первую очередь особое внимание на организацию общественных пространств в российской столице обращают при реконструкции бывших промышленных территорий, где площадь участков позволяет выделить значительную часть территории под общее пользование. Cреди последних проектов удачных реоноваций - БЦ «Большевик», «Арма», новые строения в составе БЦ «Красная роза». Что касается бизнес-парков, распложенных в отдалении от центра, такие концепции сейчас реализуют «Неополис», К2, Comcity, «Крылатские Холмы». Но показательно, что и давно заявившие о себе на рынке бизнес-центры тоже включены в этот процесс. Так, осенью 2015 г. стартовал конкурс на лучшую концепцию организации пространства аркады бизнес-центра «Белые Сады». Аркада — галерея между двумя офисными корпусами, где располагаются кафе и рестораны. Цель конкурса — создание в центре города новой точки притяжения. Проект-победитель планируют реализовать к началу летнего сезона.

Прямой конвертации затрат на организацию общественных пространств для инвестора не существует. «Их можно оценивать в первую очередь только косвенно: насколько добавляет стоимость проекту их наличие или насколько отсутствие снижает интерес арендаторов или влияет на уровень заполняемости и ставки аренды», – поясняет Полина Жилкина, директор стратегического консалтинга CBRE. Обустроенные территории привлекают и арендаторов офисов, и ритейла — кафе, ресторанов, аптек, банков, фитнес-центров. «Арендаторы ритейла всегда выступают за то, чтобы у них были и внешние клиенты, которых можно привлечь с помощью организации наружных зон бизнес-центров, обустроив их как рекреационные. Компаниям-арендаторам офисов организованные в составе БЦ пространства дают возможность более эффективно использовать свои рабочие площади, экономя на зонах отдыха и общего пользования», — заключает Вероника Лежнева, директор департамента аналитики Colliers International.

Подобные проекты приносят пользу не только арендаторам, но и самому городу. «Выгода для города от таких пространств бесспорна, — подчеркивает Вероника Лежнева, — городская администрация получает дополнительные скверы, парки, облагороженные рекреационные зоны, расходы по эксплуатации, которые зачастую косвенно ложатся на плечи девелоперов».  Например, в рамках строительства БЦ «Романов Двор III» недалеко от Кремля появилась pесторанно-пешеходная зона. А вокруг бизнес-комплекса «Олимпия Парк» — масштабный спортивный центр, яхт-клуб, пляж, футбольные поля, пешеходные и велосипедные дорожки.

Несмотря на кризис общественных пространств при деловых центрах, доступных как для арендаторов, так и для горожан, постепенно становится все больше. «Вложения в общественные пространства бизнес-центров увеличились и, по нашим прогнозам, они продолжат расти с точки зрения процента от общих затрат на реализацию проекта», — уверен Михаил Якубов, руководитель направления консалтинга девелоперских проектов JLL. Тенденция наберет рост, как только на рынок вернется полноценная девелоперская активность. Илья Кузнецов: «В результате кризиса на рынке останется меньше непрофессиональных компаний, увеличится концентрация профессиональных игроков, которые понимают корреляцию между качеством проекта и его общественным пространством, поэтому, на мой взгляд, на следующем витке развития рынка внимание к общественным пространствам возрастет».

Поделиться
Популярное

Как торговые центры становятся новыми общественными пространствами и lifestyle-направлениями?

Пока мы читаем очередную новость про рост интернет-продаж или прогноз по сокращению торговых площадей, эксперты утверждают: умирают только скучные моллы – лидеры рынка инвестируют в «mixed use projects» и привлекают молодую аудиторию в физическую реальность.

Инвестиции: итоги 2018 г. от S.A. Ricci

Аналитики компании S.A. Ricci подвели итоги инвестиционной активности на рынке коммерческой недвижимости за 2018 год. Одним из ключевых трендов ушедшего года стали инвестиции в торговую недвижимость как наиболее устойчивый сегмент рынка, особенно в регионах.

Возможности и вызовы для девелоперов в 2019 г.

В Санкт-Петербурге в конце прошлого года состоялся VIII Real Estate Forum (RE4 Forum), организованный «большой четверкой» международных консалтинговых компаний в сфере недвижимости – Colliers International, JLL, Knight Frank St Petersburg и Maris в ассоциации с CBRE.
Подписка на рассылки Impress Media

Введите, пожалуйста, свой e-mail
Email *
Ваше имя
В 5 раз больше просмотров
Размещение в Топ-3 раздела
В 2 раза больше информации
В чем отличие премиум-карточки?
Без премиум размещения о Вашей карточке будет доступна базовая информация. Премиум-размещение позволит рассказать о Вас больше и связаться с вами
Базовые Премиум
ФИО
Компания
Должность
Название
Город
Вид деятельности
Название
Город
Тип объекта
E-mail
Телефон
Сайт
Характеристики
О себе 250 символов 500 символов
Описание 250 символов 500 символов
Описание 250 символов 500 символов
Для оформления премиум размещения отправьте заявку на
salecre@impressmedia.ru
Другие проекты издательского дома
© 1998—2019  Impress Media