Сколько инвесторы готовы вложить в общественные пространства БЦ?

По данным международных консалтинговых компаний, за последние 3 года на московский рынок вышло всего 10% деловых комплексов с благоустроенными общественными территориями. Остальные 90% относятся к объектам со стандартной инфраструктурой. 
7818

По данным международных консалтинговых компаний, за последние 3 года на московский рынок вышло всего 10% деловых комплексов с благоустроенными общественными территориями. Остальные 90% относятся к объектам со стандартной инфраструктурой. Тем не менее объем затрат на общественные пространства за эти годы неуклонно возрастал. Захочет ли бизнес делать впрямую не окупаемые инвестиции в условиях кризиса?

Затраты на общественные пространства относительно общих объемов вложений невелики. В Европе они составляют в среднем 5-10% от общих расходов на строительство, в Москве этот показатель находится на отметке примерно 2-3%, если не меньше. «В целом стоимость озеленения и благоустройства в сравнении с общим бюджетом небольшая, это доли процента, – рассказывает Илья Кузнецов, старший директор отдела стратегического консалтинга Cushman & Wakefield. – Правда, организация общественного пространства может потребовать снижения плотности застройки, что повлияет на эффективность и окупаемость проекта. Однако для проектов высокого класса общественное пространство является существенным конкурентным преимуществом, которое создает добавленную стоимость и ценность объекта».

В первую очередь особое внимание на организацию общественных пространств в российской столице обращают при реконструкции бывших промышленных территорий, где площадь участков позволяет выделить значительную часть территории под общее пользование. Cреди последних проектов удачных реоноваций - БЦ «Большевик», «Арма», новые строения в составе БЦ «Красная роза». Что касается бизнес-парков, распложенных в отдалении от центра, такие концепции сейчас реализуют «Неополис», К2, Comcity, «Крылатские Холмы». Но показательно, что и давно заявившие о себе на рынке бизнес-центры тоже включены в этот процесс. Так, осенью 2015 г. стартовал конкурс на лучшую концепцию организации пространства аркады бизнес-центра «Белые Сады». Аркада — галерея между двумя офисными корпусами, где располагаются кафе и рестораны. Цель конкурса — создание в центре города новой точки притяжения. Проект-победитель планируют реализовать к началу летнего сезона.

Прямой конвертации затрат на организацию общественных пространств для инвестора не существует. «Их можно оценивать в первую очередь только косвенно: насколько добавляет стоимость проекту их наличие или насколько отсутствие снижает интерес арендаторов или влияет на уровень заполняемости и ставки аренды», – поясняет Полина Жилкина, директор стратегического консалтинга CBRE. Обустроенные территории привлекают и арендаторов офисов, и ритейла — кафе, ресторанов, аптек, банков, фитнес-центров. «Арендаторы ритейла всегда выступают за то, чтобы у них были и внешние клиенты, которых можно привлечь с помощью организации наружных зон бизнес-центров, обустроив их как рекреационные. Компаниям-арендаторам офисов организованные в составе БЦ пространства дают возможность более эффективно использовать свои рабочие площади, экономя на зонах отдыха и общего пользования», — заключает Вероника Лежнева, директор департамента аналитики Colliers International.

Подобные проекты приносят пользу не только арендаторам, но и самому городу. «Выгода для города от таких пространств бесспорна, — подчеркивает Вероника Лежнева, — городская администрация получает дополнительные скверы, парки, облагороженные рекреационные зоны, расходы по эксплуатации, которые зачастую косвенно ложатся на плечи девелоперов».  Например, в рамках строительства БЦ «Романов Двор III» недалеко от Кремля появилась pесторанно-пешеходная зона. А вокруг бизнес-комплекса «Олимпия Парк» — масштабный спортивный центр, яхт-клуб, пляж, футбольные поля, пешеходные и велосипедные дорожки.

Несмотря на кризис общественных пространств при деловых центрах, доступных как для арендаторов, так и для горожан, постепенно становится все больше. «Вложения в общественные пространства бизнес-центров увеличились и, по нашим прогнозам, они продолжат расти с точки зрения процента от общих затрат на реализацию проекта», — уверен Михаил Якубов, руководитель направления консалтинга девелоперских проектов JLL. Тенденция наберет рост, как только на рынок вернется полноценная девелоперская активность. Илья Кузнецов: «В результате кризиса на рынке останется меньше непрофессиональных компаний, увеличится концентрация профессиональных игроков, которые понимают корреляцию между качеством проекта и его общественным пространством, поэтому, на мой взгляд, на следующем витке развития рынка внимание к общественным пространствам возрастет».



иГРОКИ РЫНКА

Commonwealth Partnership [CMWP™]

Кузнецов Илья

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

Nikoliers

Лежнева Вероника

Консалтинг и брокеридж

Commonwealth Partnership [CMWP™]

RETEX

Жилкина Полина

Консалтинг и брокеридж

CORE.XP

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre