Сколько инвесторы готовы вложить в общественные пространства БЦ?

По данным международных консалтинговых компаний, за последние 3 года на московский рынок вышло всего 10% деловых комплексов с благоустроенными общественными территориями. Остальные 90% относятся к объектам со стандартной инфраструктурой. 
5861

По данным международных консалтинговых компаний, за последние 3 года на московский рынок вышло всего 10% деловых комплексов с благоустроенными общественными территориями. Остальные 90% относятся к объектам со стандартной инфраструктурой. Тем не менее объем затрат на общественные пространства за эти годы неуклонно возрастал. Захочет ли бизнес делать впрямую не окупаемые инвестиции в условиях кризиса?

Затраты на общественные пространства относительно общих объемов вложений невелики. В Европе они составляют в среднем 5-10% от общих расходов на строительство, в Москве этот показатель находится на отметке примерно 2-3%, если не меньше. «В целом стоимость озеленения и благоустройства в сравнении с общим бюджетом небольшая, это доли процента, – рассказывает Илья Кузнецов, старший директор отдела стратегического консалтинга Cushman & Wakefield. – Правда, организация общественного пространства может потребовать снижения плотности застройки, что повлияет на эффективность и окупаемость проекта. Однако для проектов высокого класса общественное пространство является существенным конкурентным преимуществом, которое создает добавленную стоимость и ценность объекта».

В первую очередь особое внимание на организацию общественных пространств в российской столице обращают при реконструкции бывших промышленных территорий, где площадь участков позволяет выделить значительную часть территории под общее пользование. Cреди последних проектов удачных реоноваций - БЦ «Большевик», «Арма», новые строения в составе БЦ «Красная роза». Что касается бизнес-парков, распложенных в отдалении от центра, такие концепции сейчас реализуют «Неополис», К2, Comcity, «Крылатские Холмы». Но показательно, что и давно заявившие о себе на рынке бизнес-центры тоже включены в этот процесс. Так, осенью 2015 г. стартовал конкурс на лучшую концепцию организации пространства аркады бизнес-центра «Белые Сады». Аркада — галерея между двумя офисными корпусами, где располагаются кафе и рестораны. Цель конкурса — создание в центре города новой точки притяжения. Проект-победитель планируют реализовать к началу летнего сезона.

Прямой конвертации затрат на организацию общественных пространств для инвестора не существует. «Их можно оценивать в первую очередь только косвенно: насколько добавляет стоимость проекту их наличие или насколько отсутствие снижает интерес арендаторов или влияет на уровень заполняемости и ставки аренды», – поясняет Полина Жилкина, директор стратегического консалтинга CBRE. Обустроенные территории привлекают и арендаторов офисов, и ритейла — кафе, ресторанов, аптек, банков, фитнес-центров. «Арендаторы ритейла всегда выступают за то, чтобы у них были и внешние клиенты, которых можно привлечь с помощью организации наружных зон бизнес-центров, обустроив их как рекреационные. Компаниям-арендаторам офисов организованные в составе БЦ пространства дают возможность более эффективно использовать свои рабочие площади, экономя на зонах отдыха и общего пользования», — заключает Вероника Лежнева, директор департамента аналитики Colliers International.

Подобные проекты приносят пользу не только арендаторам, но и самому городу. «Выгода для города от таких пространств бесспорна, — подчеркивает Вероника Лежнева, — городская администрация получает дополнительные скверы, парки, облагороженные рекреационные зоны, расходы по эксплуатации, которые зачастую косвенно ложатся на плечи девелоперов».  Например, в рамках строительства БЦ «Романов Двор III» недалеко от Кремля появилась pесторанно-пешеходная зона. А вокруг бизнес-комплекса «Олимпия Парк» — масштабный спортивный центр, яхт-клуб, пляж, футбольные поля, пешеходные и велосипедные дорожки.

Несмотря на кризис общественных пространств при деловых центрах, доступных как для арендаторов, так и для горожан, постепенно становится все больше. «Вложения в общественные пространства бизнес-центров увеличились и, по нашим прогнозам, они продолжат расти с точки зрения процента от общих затрат на реализацию проекта», — уверен Михаил Якубов, руководитель направления консалтинга девелоперских проектов JLL. Тенденция наберет рост, как только на рынок вернется полноценная девелоперская активность. Илья Кузнецов: «В результате кризиса на рынке останется меньше непрофессиональных компаний, увеличится концентрация профессиональных игроков, которые понимают корреляцию между качеством проекта и его общественным пространством, поэтому, на мой взгляд, на следующем витке развития рынка внимание к общественным пространствам возрастет».



иГРОКИ РЫНКА

Commonwealth Partnership [CMWP™]

Кузнецов Илья

Nikoliers

Лежнева Вероника

JLL

Жилкина Полина

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

Консалтинг и брокеридж

Commonwealth Partnership [CMWP™]

Консалтинг и брокеридж

CORE.XP

журнал CRE 8 (407)

Апрель 2
Очередной номер журнала CRE вышел в PDF-формате. Прочитать его можно ЗДЕСЬ Создан при поддержке Raven Russia www.rrpa.ru Читайте в журнале: Актуально РУБЛЁВАЯ СТАТЬЯ Тема номера ПРИНИМАТЬ ВНУТРЬ Интервью Сергей СУХАНОВ, генеральный директор АО "Корпорация "Туризм.РФ": ОГРАНИЧЕНИЯ И ВЫЗОВЫ ПОШЛИ ТОЛЬКО НА ПОЛЬЗУ ВНУТРЕННЕМУ ТУРИЗМУ" Тренды  ДАЙ МИЛЛИОН, ДАЙ МИЛЛИОН Тенденции ОТДАТЬ "ЯКОРЯ" Опрос Московские окна Тренды ЦЕНЫ КОРРЕКТИРУЮТ ПЛАНЫ  ...

Популярное

Источник: «Киевская Площадь»
События

«Киевская Площадь» встретилась с представителями ритейла Турции

В организованном компанией проперти-туре приняли участие председатель Турецко-Российского делового совета DEIK Иззет Экмекчибаши и члены правления турецкого объединения ритейлеров United Brands Association (BMD) Синан Онджель, Мустафа Камар и Исмаил Кутлу.
13.05
Источник: Union Brokers
Назначения

Наталья Бонд присоединилась к Union Brokers

В новой для себя компании Наталья займет должность директора по продажам складской и индустриальной недвижимости.
12.05
Источник: РИА Недвижимость
Игроки рынка

ПИК запустил мебельный маркетплейс

На старте ПИК-Маркетом смогут пользоваться клиенты застройщика в Москве и Подмосковье.
11.05
Источник: ЦИАН
Сделка

«Сибур» приобрел МФК «Негоциант» на Якиманке

После реконструкции компания будет его использовать в качестве офиса. Сумма сделки составила около 4,5 млрд рублей.
13.05
Источник: ЦИАН
Аукцион

«Траст» продает ТРЦ «Премьера»

Начальная цена торгового центра площадью 13 тыс. кв. м, расположенного на проспекте Вернадского, установлена на уровне 1,3 млрд рублей.
11.05
Источник: rg-dev.ru
Проект

«РГ-Девелопмент» построит технопарк на «Октябрьском поле»

Бизнес-центр площадью около 12 тыс. кв. м на территории бывшей промзоны начнут возводить летом 2022 года.

13.05
Источник: Bright Rich
Сделка

В Петербурге сдали склад под упаковку

«ВакумПак-М» арендовала последнее свободное помещение в комплексе «Химиков 10».
11.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre