0 ДНЕЙ
0 ЧАСОВ

Сколько инвесторы готовы вложить в общественные пространства БЦ?

По данным международных консалтинговых компаний, за последние 3 года на московский рынок вышло всего 10% деловых комплексов с благоустроенными общественными территориями. Остальные 90% относятся к объектам со стандартной инфраструктурой. 

По данным международных консалтинговых компаний, за последние 3 года на московский рынок вышло всего 10% деловых комплексов с благоустроенными общественными территориями. Остальные 90% относятся к объектам со стандартной инфраструктурой. Тем не менее объем затрат на общественные пространства за эти годы неуклонно возрастал. Захочет ли бизнес делать впрямую не окупаемые инвестиции в условиях кризиса?

Затраты на общественные пространства относительно общих объемов вложений невелики. В Европе они составляют в среднем 5-10% от общих расходов на строительство, в Москве этот показатель находится на отметке примерно 2-3%, если не меньше. «В целом стоимость озеленения и благоустройства в сравнении с общим бюджетом небольшая, это доли процента, – рассказывает Илья Кузнецов, старший директор отдела стратегического консалтинга Cushman & Wakefield. – Правда, организация общественного пространства может потребовать снижения плотности застройки, что повлияет на эффективность и окупаемость проекта. Однако для проектов высокого класса общественное пространство является существенным конкурентным преимуществом, которое создает добавленную стоимость и ценность объекта».

В первую очередь особое внимание на организацию общественных пространств в российской столице обращают при реконструкции бывших промышленных территорий, где площадь участков позволяет выделить значительную часть территории под общее пользование. Cреди последних проектов удачных реоноваций - БЦ «Большевик», «Арма», новые строения в составе БЦ «Красная роза». Что касается бизнес-парков, распложенных в отдалении от центра, такие концепции сейчас реализуют «Неополис», К2, Comcity, «Крылатские Холмы». Но показательно, что и давно заявившие о себе на рынке бизнес-центры тоже включены в этот процесс. Так, осенью 2015 г. стартовал конкурс на лучшую концепцию организации пространства аркады бизнес-центра «Белые Сады». Аркада — галерея между двумя офисными корпусами, где располагаются кафе и рестораны. Цель конкурса — создание в центре города новой точки притяжения. Проект-победитель планируют реализовать к началу летнего сезона.

Прямой конвертации затрат на организацию общественных пространств для инвестора не существует. «Их можно оценивать в первую очередь только косвенно: насколько добавляет стоимость проекту их наличие или насколько отсутствие снижает интерес арендаторов или влияет на уровень заполняемости и ставки аренды», – поясняет Полина Жилкина, директор стратегического консалтинга CBRE. Обустроенные территории привлекают и арендаторов офисов, и ритейла — кафе, ресторанов, аптек, банков, фитнес-центров. «Арендаторы ритейла всегда выступают за то, чтобы у них были и внешние клиенты, которых можно привлечь с помощью организации наружных зон бизнес-центров, обустроив их как рекреационные. Компаниям-арендаторам офисов организованные в составе БЦ пространства дают возможность более эффективно использовать свои рабочие площади, экономя на зонах отдыха и общего пользования», — заключает Вероника Лежнева, директор департамента аналитики Colliers International.

Подобные проекты приносят пользу не только арендаторам, но и самому городу. «Выгода для города от таких пространств бесспорна, — подчеркивает Вероника Лежнева, — городская администрация получает дополнительные скверы, парки, облагороженные рекреационные зоны, расходы по эксплуатации, которые зачастую косвенно ложатся на плечи девелоперов».  Например, в рамках строительства БЦ «Романов Двор III» недалеко от Кремля появилась pесторанно-пешеходная зона. А вокруг бизнес-комплекса «Олимпия Парк» — масштабный спортивный центр, яхт-клуб, пляж, футбольные поля, пешеходные и велосипедные дорожки.

Несмотря на кризис общественных пространств при деловых центрах, доступных как для арендаторов, так и для горожан, постепенно становится все больше. «Вложения в общественные пространства бизнес-центров увеличились и, по нашим прогнозам, они продолжат расти с точки зрения процента от общих затрат на реализацию проекта», — уверен Михаил Якубов, руководитель направления консалтинга девелоперских проектов JLL. Тенденция наберет рост, как только на рынок вернется полноценная девелоперская активность. Илья Кузнецов: «В результате кризиса на рынке останется меньше непрофессиональных компаний, увеличится концентрация профессиональных игроков, которые понимают корреляцию между качеством проекта и его общественным пространством, поэтому, на мой взгляд, на следующем витке развития рынка внимание к общественным пространствам возрастет».



иГРОКИ РЫНКА

Cushman & Wakefield

Кузнецов Илья

Colliers International

Лежнева Вероника

JLL

Жилкина Полина

Консалтинг и брокеридж

Colliers International

Консалтинг и брокеридж

Cushman & Wakefield

Консалтинг и брокеридж

CBRE

журнал CRE 11-12 (368-369)

1-30.06.2020
Цифры и факты Обзор рынка коммерческой недвижимости Скамейка запасных Игроки убеждены: в ближайшие полтора года банкам снова придётся стать санитарами рынка коммерческой недвижимости. Идите все на шопинг Закат философии шопинга как удовольствия игроки называют одной из главных проблем постпандемного рынка: для того, чтобы зайти в магазин, все еще нужно надеть маску, в залах нет доступа к тестерам, закрыты или существенно ограничены примерочные. Внутренний голос Потери российской...

Популярное

Переговоры

Deloitte ищет субарендатора в «Белую Площадь»

Компания может переехать в бизнес-центр «Аркус» у Петровского парка.

10.08
Аукцион

ДОМ.РФ предлагает помещение в Липецке

ДОМ.РФ через торги реализует помещение в Липецке.
 
07.08
Игроки рынка

О1 Properties нашла арендаторов на пару футбольных полей

За первую половину 2020 года инвестиционная компания сдала в аренду около 15 000 кв. м офисных площадей.

12.08
Переговоры

В Воспитательном доме может открыться Rosewood

Китайская Vanke договаривается с международным гостиничным оператором об управлении отелем, который должен занять часть площадей в историческом здании.

10.08
События

Для покупательниц казанского ЦУМа сделали отдельную парковку

В Казани появилась первая парковка для женщин.
 
07.08
Открытие

Sminex открыл свой фитнес с йогой и стретчингом

Инвестиции составили 13,7 млн рублей. Проект для фитнес-зала в элитном доме «Реномэ» разработало архитектурное бюро А+А.

10.08
Назначения

Виктор Афанасенко перешел в Colliers

Эксперт возглавил в компании направление складской и индустриальной недвижимости, земли. Ранее Виктор занимал должность директора по развитию компании «Ориентир», а с 2007 по 2019 гг. представлял интересы Raven Russia.

13.08

подпишись НА эксклюзивные новости cre