Арендаторы склоняются к небольшим офисным площадям

Специалисты ГК «ЭКООФИС» проанализировали запросы от потенциальных арендаторов офисов за последние 4 года. Из общего числа обращений свыше 90% касались небольших площадей – до 150 кв. м. 
4081

Специалисты ГК «ЭКООФИС» проанализировали запросы от потенциальных арендаторов офисов за последние 4 года. Из общего числа обращений свыше 90% касались небольших площадей – до 150 кв. м. При этом, если в 2012 и 2013 годах этот показатель составлял 91% и 91,5% соответственно, то в последние 2 года он вырос до 95%. Таким образом, кризис лишь усугубил ранее существовавший спрос арендаторов на офисы «мелкой нарезки».

Наибольшим спросом пользуются отдельные комнаты площадью от 10 до 20 метров – на их долю все четыре года стабильно приходилось 25-27% запросов. На втором месте – площади 20-30 и 30-50 кв. м: каждой категорией стабильно интересуются около 20% потенциальных арендаторов. На долю офисов 50-100 кв. м приходится 12-14% спроса, аналогичная ситуация - с площадью 100-150 кв. м.

Резкое снижение спроса наблюдалось лишь для крупных офисов. Так, если в 2012-2013 годах доля запросов на площадь от 1000 кв. м составляла 5,5 - 6% от общего числа обращений, то в последние 2 года этот показатель снизился до 1,5%.

Следует отметить, что подобный «расклад» характерен именно для офисов средней ценовой категории. «Мы проанализировали спрос в десяти наших объектах, большинство из которых составляют офисы класса В и В-, расположенные в старых обжитых районах, недалеко от станций метро, - рассказывает собственник ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев. – Следует отметить, что повышенный спрос на небольшие площади существовал всегда. Однако удовлетворить его в новых офисных центрах не всегда представляется возможным чисто технически. Поэтому небольшие компании всегда были ориентированы на объекты реконструкции, где существует так называемая кабинетная планировка и можно арендовать отдельные комнаты. Безусловно, если рассмотреть запросы в бизнес-центрах класса А и В+, то картина будет другая».

Что касается общего объема спроса, то он снизился в 2014 г. примерно на 30% и в 2015-м оставался на том же уровне. «В 2015 году избежать снижения спроса в среднем и низком ценовом сегменте офисного рынка столицы удалось за счет «перемещения» арендаторов из премиальных БЦ в менее престижные, но расположенные в хороших локациях, - считает Андрей Ковалев. – Экономические сложности вынудили многие компании отказываться от дорогой аренды и переориентироваться на более экономичные варианты. Свою роль в этом процессе сыграл и тот факт, что еще во время предыдущего кризиса мы перешли на рублевые ставки, тогда как во многих проектах класса А и В+ они до недавнего времени исчислялись в долларах».



иГРОКИ РЫНКА

ЭКООФИС

Ковалев Андрей

Управление и эксплуатация недвижимости

ЭКООФИС

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: MR Group
Экспертный анализ

Театральный роман: зачем игроки рынка недвижимости тратят миллионы на культуру

Сложности с поездками в другие страны и многократно подорожавшие путешествия по России вернули не просто массовый, но всенародный интерес к театрам, концертам, музеям, выставкам, фестивалям и пр. Такого ажиотажного спроса с продажами билетов за три-шесть месяцев вперёд не было более тридцати лет; купить же билеты с декабря по середину января в Москве и Петербурге «хоть куда-нибудь» оказалось практически невозможно. В театры, музеи и концертные залы пришла аудитория, которая не ходила никогда и, если бы не пандемия, а затем события 2022 года – вряд ли дошла, а партнёрско-спонсорский интерес к культурным событиям и проектам разной степени размаха у игроков рынка коммерческой и жилой недвижимости уже назван беспрецедентным. Бюджеты «на культуру» закладывают теперь практически все, включая небольшие бизнесы.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.01
Источник: CRE
Сделка

ГК «Эфко» купила БЦ «Аркус IV»

Производитель масла планирует разместить здесь свою штаб-квартиру. Сумму сделки по покупке бизнес-центра площадью 25 тыс. кв. м эксперты оценивают в 10-11 млрд рублей.
15.01
Источник: cre.ru
Сделка

Возле «Белорусской» продали БЦ

БЦ в центре Москвы сменил владельца.
 
16.01
Источник: CRE
Сделка

«Времена года» меняют собственника

Премиальный торговый центр на Кутузовском проспекте перешел от структур RD Group к компании «Кэпитал менеджмент». Однако сделка, вероятнее всего, носит технический характер.
16.01
Источник: MR Group
Игроки рынка

ТЦ Discovery подвел итоги 2024 года

Заполняемость торгового центра от MR Group в составе ТПУ Ховрино составила 99%, а средний ежедневный трафик превысил 13 500 человек.
15.01
Источник: CRE
Проект

В Апрелевке построят четырехзвездочный отель

Власти выдали разрешение на строительство гостиницы площадью 7 тыс. кв. м и фондом 76 номеров.
15.01
Источник: CRE
Игроки рынка

IBC Global представляет услугу "склады под ключ"

Компания теперь может осуществлять проектную деятельность, что позволит ей предоставлять услуги комплексного управления складами в Центральной Азии.
20.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre