Борьба за клиента переместилась из ценовой плоскости в сервисную, поэтому владельцы коммерческой недвижимости начали активно развивать собственные управляющие компании. При этом наиболее успешные, показав эффективность в собственных проектах, сегодня выходят на внешние рынки и составляют серьезную конкуренцию специализированным операторам. Эксперты ГК «ЭКООФИС» полагают, что появление данной тенденции вполне логично и может быть связано в том числе со снижением прибыльности арендного бизнеса в текущих экономических условиях.
С начала кризиса в конце 2014 г. рынок коммерческой недвижимости значительно трансформировался. Общее количество активных арендаторов уменьшилось, при этом они стали более прагматичными и требовательными. Выбирая офисный центр, клиент хочет получить не просто качественные площади по доступной цене, а еще и вдобавок к этому профессиональный и разнообразный сервис от управляющей компании. Поэтому владельцам офисных площадей пришлось изменить свой подход к привлечению арендаторов: они начали активно развивать собственные управляющие компании как отдельное направление бизнеса.
«Все наши проекты находятся под управлением собственной компании, - рассказывает собственник ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев. – Однако до недавнего времени это было одним из подразделений, которое обеспечивало наши «внутренние» нужды. Сейчас, в период достаточно жесткого «рынка арендатора», грамотное управление стало более значимым, а в ряде случаев – ведущим направлением. Ведь новые девелоперские проекты в области коммерческой недвижимости сейчас в большей части заморожены. В то же время поддержание существующих объектов и обеспечение эффективности арендного бизнеса – задача первостепенная».
По мнению эксперта, на сегодняшний день грамотные действия управляющей компании – основной инструмент привлечения и удержания арендаторов. Именно за счет этих действий, а также расширения спектра предоставляемых услуг удается, в частности, «переманить» компании из других объектов. Последнее особенно актуально сейчас, когда абсолютное количество арендаторов офисов на рынке практически не растет и заполнение площадей происходит в основном за счет переезда из других бизнес-центров.
При этом впоследнее время структуры подобного рода не только активно развиваются внутри девелоперского холдинга, но и выделяются в отдельное бизнес-направление и отправляются «в свободное плавание», предлагая свои услуги и на открытом рынке. «Расширяя спектр предоставляемых для арендаторов услуг, а также улучшая качество работы нам удалось создать профессионального оператора, который ничуть не уступает специализированным управляющим компаниям, – рассказывает собственник ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев. – Поэтому мы прияли решение и дальше развивать данное направление и выходить на внешний рынок. Основной козырь – опыт эффективного управления собственными проектами в кризисных условиях».