Рынок офисов среднего класса начинает расти

Рынок офисной недвижимости средней ценовой категории начал год с небольшого роста. По данным ГК «ЭКООФИС», с января 2016 г. доля вакантных площадей в проектах класса B и С начала снижаться. 
5904

Рынок офисной недвижимости средней ценовой категории начал год с небольшого роста. По данным ГК «ЭКООФИС», с января 2016 г. доля вакантных площадей в проектах класса B и С начала снижаться. Эксперты считают, что появление данной тенденции может быть первым признаком стабилизации рынка при низком уровне ставок. Специалисты связывают это с адаптацией бизнеса в новых экономических условиях.

С осени 2014 г. на рынке офисной недвижимости наблюдались негативные явления: цены постепенно снижалась, а доля вакантных площадей росла. Даже в проектах класса В- и С, куда многие компании переезжали из более дорогих объектов, количество свободных офисов в лучшем случае оставалось на прежнем уровне. «Перетекание» арендаторов из премиального сегмента далеко не всегда компенсировало освобождение площадей из-за возникающих проблем в бизнесе тех, кто арендовал площади в этих проектах до кризиса. Многие компании оптимизировали бюджет и меняли более просторные офисы на маленькие, часть компаний обанкротилась, некоторые маленькие фирмы перевели сотрудников на удаленную работу либо «перевезли» свои офисы в квартиры. В результате в течение всего прошлого года объемы сдаваемых площадей были меньше, чем освобождающихся. Исключение составляли отдельные проекты, в которых были условия для работы небольших производств, которые благодаря ситуации с импортозамещением стали развиваться достаточно активно.

Однако с начала этого года ситуация начала меняться. «В январе впервые за 15 месяцев объем сданных в аренду площадей в наших проектах класса В и С превысил на 30% объем освободившихся офисов, – рассказывает Андрей Ковалев, собственник ГК «ЭКООФИС». – В феврале положительная динамика повторилась и составила уже 40%. В марте сложилась аналогичная ситуация. Таким образом, мы можем говорить о сформировавшемся тренде».

По мнению Андрея Ковалева, основной причиной стала адаптация бизнеса к сложившимся условиям. За год компании сумели «приспособить» свою деятельность к более низкому спросу, переформатировать бизнес, найти востребованные направления деятельности. В итоге появилась определенная уверенность, которая позволяет планировать доходы и – как следствие – выделять стабильный бюджет на аренду площадей.

Кроме того, арендодатели офисов среднего класса «подстроились» под изменившийся спрос и предлагают помещения небольшой и малой площади. «По нашей статистике, более 90% обратившихся потенциальных арендаторов интересует площадь до 150 кв. м, - рассказывает Андрей Ковалев. – Естественно, мы установили перегородки и стали предлагать отдельные комнаты по 10-20 «квадратов». Это тоже сыграло свою роль».

Еще одной причиной, способствовавшей снижению вакантности в офисах средней ценовой категории, по мнению экспертов ГК «ЭКООФИС», является относительная стабилизация цен на низком уровне. Начиная с 4 квартала 2015 г., стоимость аренды помещений в бизнес-центрах класса В и С практически не менялась и находилась на уровне 15-20 тыс. и 10-12 тыс. руб. за квадратный метр в год соответственно. «Многие из тех, кто в прошлом году опасался снимать офисы, ожидая дальнейшего снижения арендных ставок, поняли, что существенно дешевле уже вряд ли будет, поэтому решили больше не тянуть со сделкой и заключили договора на текущих условиях, – объясняет Андрей Ковалев. – Достигли ли мы при этом ценового «дна» - пока сказать сложно. Многое зависит от общей экономической ситуации в стране».

В целом доля вакантных площадей в офисных центрах и бизнес-парках класса В и С сегодня колеблется от 5 до 20%. Наиболее востребованными остаются небольшие комнаты площадью от 10 до 20 кв. м, на их долю приходится четверть всех запросов. Площади от 20 до 30 кв. м и от 30 до 50 кв. м интересуют по 20% арендаторов, а на помещения 50-150 кв. м приходится почти 30% от общего спроса. Данная статистика характерна для офисов средней ценовой категории, расположенных в старых обжитых районах, недалеко от станций метро.



иГРОКИ РЫНКА

ЭКООФИС

Ковалев Андрей

Управление и эксплуатация недвижимости

ЭКООФИС

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04
Источник: CMWP
Назначения

Майя Грехова возглавит УК CMWP

До прихода в CMWP Майя занимала различные руководящие должности в таких компаниях, как PRO Realty, УК «Фасиликом», «СМАРТ-Технологии», IBS и многих других. 
17.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre