Как в России зарабатывают на регистрации товарных знаков

На рынке недвижимости снова появились «забавы» периода 90-х, когда становление правового государства проходило начальный период «дикой правовой системы». Скандалы с претензиями на собственность того или иного товарного знака, которое давно уже стало словосочетанием, используемым повсеместно, снова замелькали на страницах СМИ. 
8996

На рынке недвижимости снова появились «забавы» периода 90-х, когда становление правового государства проходило начальный период «дикой правовой системы». Скандалы с претензиями на собственность того или иного товарного знака, которое давно уже стало словосочетанием, используемым повсеместно, снова замелькали на страницах СМИ. На сей раз под ударом оказались сразу несколько торговых центров, а также мебельные фабрики.

Регистрация торговых марок, патентов, товарных знаков в период перехода от социализма к капитализму прошла этап превращения цивилизованной юридической процедуры в аппарат для наживы. Однако на заре «правового государства», когда бизнес только учился действовать «по закону», сам Закон также пытались поставить на службу «понятиям». В данном случае – построить бизнес на том, что в советское время регистрация товарных знаков осуществлялась крайне редко, а кража интеллектуальной собственности не случалась в силу отсутствия самой этой собственности. Переход же к частной собственности не только в материальной, но и в интеллектуальной сфере дал толчок и к изобретению «честных способов отъема денег» в этой сфере.

Схема проста. Берется любое слово, использующееся везде и всюду, оформляются права на него как на товарный знак, после чего подается иск к компаниям, которые это слово используют в своих названиях, рекламе, вывесках, слоганах… И это ничего, что данное слово или словосочетание придумано давным-давно и использовалось десятилетиями: после регистрации его в качестве товарного знака любой суд будет на стороне правообладателя. Естественно, что иски в суд новоявленный «владелец слова» подает не просто с требованием «прекратить незаконное использование его собственности», но и с требованием взыскания компенсации. Число нулей в оценке этого «ущерба» зависит обычно от успешности бизнеса ответчика и скромности (вернее – нескромности) так называемого «истца». А поскольку словосочетание общеупотребительное, то используют его великое множество компаний. А стало быть - можно спокойно «стричь купоны», как минимум, несколько лет.

Конечно, со временем законы совершенствовались, и подобные действия стали исключены. «Побочным явлением» стала невозможность зарегистрировать товарный знак и тем компаниям, которые испокон века его использовали. Так, в 2009 г. ГК «ЭКООФИС» подала заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака «Мебель России»: торговый центр с таким названием существует недалеко от станции метро Электрозаводская с 2003 г. и известен на всю Москву. «Тогда мы получили официальный отказ на основании того Закона о товарных знаках. Нельзя зарегистрировать товарный знак, если слова не обладают «различительной способностью» (в данном случае – «мебель») или указывают на место производства («Россия»), - рассказывает собственник ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев. – К отказу отнеслись с пониманием. Действительно, «Мебель России» давно уже стало устойчивым словосочетанием: так называются не только торговые центры, но и выставки, оно часто используется для обозначения продукции «отечественного производителя». Кроме того, закон есть закон и его соблюдение обязательно для всех».

Впрочем, в 2011 г. заявка о регистрации товарного знака «Мебель России» была все же удовлетворена. Владельцем стала компания, которая, кроме названия, ничего потребителю не предлагала: ни производства, ни дизайна или хотя бы ремонта мебели. Зато название стало стабильным источником дохода для его собственников.

Три года назад по выигранным судебным искам к двум компаниям-владельцам одноименных ТЦ было получено полмиллиона. В конце 2015 г. были поданы еще иски на общую сумму 4 млн 400 тысяч. Один – уже выигран, перспективы второго также очевидны.

Таким образом, маховик закрутился. Теперь компания может взимать деньги за использование этого словосочетания с большим размахом. С магазинов, которые хотят обратить внимание потребителей, что они продают мебель российского производства. С мебельных фабрик, которые опять-таки попытаются обозначить свой вклад в импортозамещение. С выставок, которые организуются для того, чтобы продвинуть отечественную продукцию.

С учетом того, какое количество компаний разного профиля используют это словосочетание, размах данного бизнеса исчисляется миллиардами. А российские предприятия получают очередные «палки в колеса», несмотря на все призывы к импортозамещению и помощи честным отечественным предпринимателям, которые столько раз звучали с самых высоких трибун.

А пока сами бизнесмены пытаются перевести конкурентную борьбу из юридической в рыночную плоскость. В частности, АО «Концерн «Мосмебельпром» (входит в группу компаний «ЭКООФИС») подало в Палату по патентным спорам возражения о предоставлении правовой охраны товарному знаку «Мебель России». В ближайшее время планируется подача коллективного заявления в Федеральную антимонопольную службу от лиц, которым были направлены претензии о незаконном использовании товарного знака «Мебель России». Ведь по сути действия новоявленных владельцев данного сочетания слов – не что иное, как недобросовестная конкуренция, попытка вытеснить с рынка более успешных в бизнесе коллег, а также стремление обложить данью целую отрасль.

 



иГРОКИ РЫНКА

ЭКООФИС

Ковалев Андрей

Управление и эксплуатация недвижимости

ЭКООФИС

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: Ricci
Назначения

Руслан Готыжев перешел в Ricci

Руслан займет должность старшего директора департамента складской недвижимости. Ранее эксперт работал в NF Group, возглавлял логистические подразделения DHL Supply Chain, был операционным директором и партнёром NT Properties.
24.04
Источник: cre.ru
CRE News

Победители CRE Moscow Awards 2025

24 апреля прошло традиционное награждение победителей CRE Moscow Awards. Кто же взял кирпич в этом году?
25.04
Источник: ВСФ Логистика
Сделка

В парке Depo:16 закрыли крупную сделку по продаже Light Industrial

Помещения площадью более 9 000 кв. м выкупила производственная инжиниринговая компания. Таким образом, первая очередь парка компании "ВСФ Логистика" в Мытищах реализована на 100%.
22.04
Источник: ХСА
Сделка

«Асконт+» арендовала 3 000 кв. м в Industrial City Коледино

Консультантом сделки по аренде помещений формата light industrial выступила компания Union Brokers.
21.04
Источник: Regions Development
Переговоры

Regions Development продает бизнес-центр за 9,3 млрд рублей

Business Center Riva площадью 22 751 кв. м расположен на Нагатинском полуострове на юге Москвы. Ввод объекта в эксплуатацию намечен на I кв. 2026 года. 
21.04
Источник: «Фонд лиги коммерческой недвижимости»
События

Студентов НИУ ВШЭ вывели на «Орбиту»

Впервые «Фонд лиги коммерческой недвижимости» совместно с районным центром «Орбита» организовал обзорную экскурсию-лекцию для студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 
21.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre