В ближайшие несколько лет сектор российской розничной торговли ждет обострение конкуренции, а консолидация продолжится ускоренными темпами. Успеха добьются те компании, которые смогут опередить других в освоении новых форматов и современных технологий управления бизнесом.
Большинство руководителей компаний сектора розничной торговли с оптимизмом смотрят в будущее, как свидетельствуют результаты опроса «Ритейл-барометр 2016», проведенного в сентябре 2016 г. компанией The Boston Consulting Group (BCG) и бизнес-клубом Redis Business Class. В опросе приняли участие 70 респондентов из таких сегментов как мода и детские товары (34%), продуктовая розница (23%), товары для дома (19%), фармацевтические товары и косметика (13%), бытовая техника и электроника (9%) и др.
«Не так все плохо!» - вот наиболее часто встречающийся ответ на вопрос к руководителям розницы о том, как они оценивают текущее положение дел. Лучше всех себя чувствуют предприятия продуктовой розницы, где позитивную оценку текущей ситуации дают 71% опрошенных; за ними следуют сегменты товаров для дома (54%) и фармацевтических товаров и косметики (39%).
Более половины опрошенных выражают уверенность в том, что 2017 год будет более благополучным, покупательская способность возрастет, а рынок постепенно стабилизируется. Однако настроения региональных сетей (30% респондентов) не столь оптимистичны под влиянием таких факторов как усилившееся ценовое давление со стороны федеральных сетей и снижение спроса. Всего 24% опрошенных считают, что прогноз на 2017 год - скорее негативный. 21% респондентов не ожидают изменений в 2017 г. по сравнению с 2016-м.
Кризис как время возможностей
«Кризис дал толчок модернизации сектора розничной торговли, от чего выиграют в первую очередь потребители, - отметил Иван Котов, партнер The Boston Consulting Group (BCG). - Если раньше при растущем спросе для успеха не нужно было прилагать больших усилий, то теперь, когда потребитель гораздо осмотрительнее планирует свои расходы, компаниям приходится осваивать «умные технологии» и современные форматы, чтобы одержать верх над конкурентами».
Чтобы привлечь покупателя, следует, помимо офлайн, по мере возможности предлагать и онлайн-продажи, усиливать автоматизацию бизнеса и постоянно работать над повышением лояльности своих клиентов. Эти направления большинство участников опроса признают самыми важными в 2017 г.
Популярность таких актуальных прежде тем как повышение операционной эффективности или привлечение трафика постепенно пойдет на убыль. Приоритет прочих тем останется неизменным – это расширение сети магазинов, развитие персонала, продвижение товаров и собственной торговой марки, поиск новых локальных поставщиков и др.
Задача минимум – сохранить статус кво – уже недостаточна в реалиях сегодняшнего дня. Бизнес должен расти, чтобы выжить, и для обеспечения роста потребуется не только знание необходимых инструментов, но и достаточная материальная база. Очевидно, что в лучшем положении окажутся более крупные игроки, и наряду с ужесточившейся конкуренцией рынок ждет дальнейшая консолидация.
Кризис подтолкнул компании к «перезагрузке» и обновлению своей стратегии в сторону развития управленческих навыков, дальнейшей оптимизации и повышения эффективности на уровне современных мировых лидеров сектора розничной торговли.