«Черная пятница»: распродажный беспредел или уловки продавцов?..

В конце ноября во многих странах мира традиционно проходит «Чёрная пятница» — день масштабных распродаж, когда магазины практически за бесценок отдают многие свои товары. Несколько лет это происходит и в России. А как вообще зародилась данная традиция? 

6161

В конце ноября во многих странах мира традиционно проходит «Чёрная пятница» — день масштабных распродаж, когда магазины практически за бесценок отдают многие свои товары. Несколько лет это происходит и в России. А как вообще зародилась данная традиция?

Немного истории

Вообще-то ничего позитивного термином «черный» долгое время не называли. Наоборот – им обозначали, например, дни серьезных экономических потрясений. Так, дурная слава закрепилась за 24 сентября 1869 г. в США (кстати, это была пятница): казначейство устроило массовый выброс золота на рынок, в результате чего оно упало в цене на 30 процентов, и многие лишились целых состояний.

Только в 50-60-е гг. XXвека «Черная пятница» приобрела привычный нам смысл. Это первая пятница после американского Дня благодарения. А новое значение обороту придала, как ни странно, дорожная полиция, для которой последняя пятница ноября превращалась в настоящий ад: люди, спешащие за подарками, образовывали гигантские пробки. В это же примерно время «черной» начали называть пятницу также бизнесмены, сотрудники которых брали отгулы по надуманным причинам после Дня благодарения.

В 80-е гг. владельцы магазинов начали заманивать покупателей дорбастерами — специальными предложениями для самых первых посетителей. В «Чёрную пятницу» двери торговых точек открывались около шести утра, обещая небывалые скидки на ряд товаров. У людей загорались глаза, они врывались в магазины и сметали все попало, не замечая, что покупают многие товары за их полную стоимость, и эта «экономия» в итоге выходит им боком.

Что сегодня?

Зачем владельцы магазинов раз в год балуют людей такими большими скидками, что за благотворительность?.. Прежде всего, они берут объемами продаж, что позволяет получать весомую прибыль, невзирая на скидки. Кроме того, освобождаются полки под новые коллекции. Наконец, хорошо уходит в том числе неликвидный товар. Ну и лояльность покупателей тоже того стоит. Кстати, многие оригиналы предлагают не только скидки, но и развлекают акциями по типу «приди раздетым и получи товар за такую смешную цену». Не надо сразу обвинять владельцев в извращенных фантазиях: они делают себе неплохую рекламу. Представляете, сколько СМИ об этом напишут?..

Конечно, есть у «Черных пятниц» и обратная сторона. Они провоцируют бум потребительства и выставляют напоказ не самые благородные человеческие грани. В США часто фиксируют драки между покупателями, а в 2008 г. произошел вообще вопиющий случай: 34-летнего сотрудника Wal-Mart в Нью-Йорке затоптали насмерть (он такой не один, всего на сегодняшний день насчитывается 7 смертельных случаев). В 2012-м двух человек застрелили из-за спора по поводу парковочного места возле магазина.

Можно ли сделать подобные распродажи более цивилизованными? Да, если постепенно переводить их в интернет. Сегодня многие наслышаны о «киберпонедельниках» — первых рабочих днях после «Чёрной пятницы», когда можно купить товары со скидками в интернет-магазинах, причем делать это нужно со своих офисных компьютеров. Пока это американская практика.

В России

До России полномасштабная «Чёрная пятница» добралась только в 2013 г., но такого безумия, как в США, слава богу, мы не наблюдаем. У нас принято массово закупаться непосредственно перед Новым годом, а не за месяц до него, и эту святую традицию, похоже, не суждено переломить никакими скидками.

Есть и еще одна национальная особенность. Полностью освобождать свои склады, продавая товары с минимальной наценкой, нашим ритейлерам психологически очень тяжело. Напротив – они готовы держать высокие цены до бесконечности, даже если будут терпеть убытки. Чаще всего скидки делаются на откровенно неликвидные товары, которые за полную стоимость никто не купит.

Есть еще и такая уловка: выставить на сайте низкие цены на крайне ограниченный ряд товаров. Нечистоплотные продавцы грешат и тем, что перед «Черной пятницей» поднимают цены, а в день распродаж возвращают на прежний уровень.

Все это приводит к тому, что россияне пока не очень доверяют так называемым тотальным распродажам.

Юлия Толутанова



журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre