Артем Пантелеев: "Чтобы снизить риск переделок и перерасчета стоимости ремонта, важно определиться с решениями на раннем этапе"

Как формируется стоимость ремонта в офисе, и можно ли безболезненно оптимизировать цену, если работа уже начата? Почему популярная сегодня «отделка от собственника» так часто расстраивает арендаторов? Как снизить риски валютных колебаний, договариваясь о цене проекта? 
7269

Как формируется стоимость ремонта в офисе, и можно ли безболезненно оптимизировать цену, если работа уже начата? Почему популярная сегодня «отделка от собственника» так часто расстраивает арендаторов? Как снизить риски валютных колебаний, договариваясь о цене проекта? Об этом и много другом рассказал Артем Пантелеев, коммерческий директор «Гинт-М», в рамках традиционного Admin Breakfast, организованного компанией Kinnarps.

Сегодня, несмотря на сложную экономическую ситуацию, многие компании все же решаются на переезд и отделочные работы в новом офисе. Но, в отличие от докризисного времени, когда корпоративный сектор стремился через дорогие офисные решения выразить ценности своего бренда, сегодня эта тенденция сменяется стремлением к оптимизации цены на всех этапах реализации проекта. «Работы по fit-outусловно можно разделить на 3 больших этапа – «Выбор управляющего проектом», «Выбор архитектора и инженера проекта» и «Выбор генерального подрядчика». Примечательно, что формирование стоимости строительных и ремонтных работ происходит на третьем этапе и всецело зависит от результата работ по архитектурному и инженерному проектированию. Именно на этапе выбора генподрядчика формируются 3 основных показателя любого проекта – стоимость, сроки и качество», - рассказал Артем Пантелеев.

По словам эксперта, при условии, что в тендере принимают участие компании одного уровня, соблюдающие налоговое и трудовое законодательство и имеющие примерно одинаковые системы качества и управления, стоимость работ генподрядчиков будет отличаться незначительно и в общей стоимости проекта будет составлять не более 30%.

Остальная доля стоимости любого проекта – это заложенные в проектные решения материалы и инженерное оборудование. «Возможности по оптимизации стоимости ремонта могут быть предусмотрены в этой части бюджета, но принципиально важно делать это на раннем этапе, чтобы с самого начала в проект были заложены оптимальные решения, соответствующие возможностям компании. Решения, которые впоследствии не придется экстренно удешевлять», - констатировал эксперт.

Как бы то ни было, изменение проекта во время строительства, а соответственно и его стоимости — отнюдь не редкое явление на рынке fit-out. В одних случаях заказчик решает изменить планировку, когда строительные работы уже идут полным ходом, что часто влечет за собой довольно серьезное перепроектирование архитектурного и инженерных разделов проекта. В других случаях заказчику не нравится дизайнерское решение. В третьих — в компании может начаться реструктуризация (например, уменьшение площадей) — в этом случае придется подгонять офис под новые размеры. «Самым безобидным на этом фоне выглядит, пожалуй, форс-мажор при закупке отделочных материалов или инженерного оборудования — к примеру, оно было снято с производства или изменились условия сроков поставки. Это в наименьшей степени влияет на стоимость проекта, т.к. на рынке много альтернатив, которые можно подобрать по параметрам проекта», - рассказал эксперт. Как бы то ни было, чтобы снизить риск переделок и перерасчета стоимости ремонта, важно определиться с решениями на самом раннем этапе — до того, как начнутся строительные работы.

Остановился эксперт и на специфике отделочных работ «от собственника»,  которые так популярны сегодня в офисном сегменте. По словам Пантелеева, существует два базовых подхода к ремонту «от собственника»: 1) физическая отделка помещений с планировкой «open space» и, возможно, небольшим количеством отдельных помещений; 2) Включение определенной стоимости отделки помещений в договор аренды. Какой же вариант выбрать арендатору? Что будет выгоднее? «С одной стороны, арендатор всегда стремится въехать в новое помещение в сжатые сроки, поэтому перспектива оказаться в полностью готовом офисе может быть весьма привлекательной. С другой стороны, к основным минусам подобного «готового» решения можно отнести качество полученного результата: часто арендатор получает «продукт» по завышенной цене, и ситуацию, при которой «и не особо нравится, и переделывать жалко». Это происходит из-за того, что для собственника этот ремонт — добавленная стоимость, поэтому он пытается сэкономить/ заработать на каждом этапе, применяя  дешевые отделочные материалы и инженерное оборудование. Реализуя же ремонт под себя, по своим лекалам, арендатор имеет возможность контролировать  и стоимость, и сроки, и качество. Поэтому, с моей точки зрения, лучший вариант «отделки от собственника» – «взять деньгами», - подытожил эксперт.



иГРОКИ РЫНКА

Гинт-М

Пантелеев Артем

Строительство

Гинт-М

Материалы по теме

не указано

10 фактов о Fit-out

15.07
Исследования рынка

Больше половины премиальных проектов fit-out заказывается российскими компаниями

В 2011 году более 55% офисных интерьеров премиум-класса были заказаны российскими компаниями. Впервые в сегменте услуг  fit-out стоимостью от $1000/кв. м отечественные заказчики составили основу спроса, оттеснив иностранных клиентов на второй план. 
17.02
Исследования рынка

Класс А выбирает fit-out

Cреди арендаторов/собственников помещений класса А уровень востребованности услуг Fit-Out достиг показателя 63%, то класс В демонстрируют низкий показатель в 14% от общего объема рынка, отмечают эксперты Pridex Group.
 
Подробности - в PDF версии
06.12

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre