Артем Пантелеев: "Чтобы снизить риск переделок и перерасчета стоимости ремонта, важно определиться с решениями на раннем этапе"

Как формируется стоимость ремонта в офисе, и можно ли безболезненно оптимизировать цену, если работа уже начата? Почему популярная сегодня «отделка от собственника» так часто расстраивает арендаторов? Как снизить риски валютных колебаний, договариваясь о цене проекта? 
7321

Как формируется стоимость ремонта в офисе, и можно ли безболезненно оптимизировать цену, если работа уже начата? Почему популярная сегодня «отделка от собственника» так часто расстраивает арендаторов? Как снизить риски валютных колебаний, договариваясь о цене проекта? Об этом и много другом рассказал Артем Пантелеев, коммерческий директор «Гинт-М», в рамках традиционного Admin Breakfast, организованного компанией Kinnarps.

Сегодня, несмотря на сложную экономическую ситуацию, многие компании все же решаются на переезд и отделочные работы в новом офисе. Но, в отличие от докризисного времени, когда корпоративный сектор стремился через дорогие офисные решения выразить ценности своего бренда, сегодня эта тенденция сменяется стремлением к оптимизации цены на всех этапах реализации проекта. «Работы по fit-outусловно можно разделить на 3 больших этапа – «Выбор управляющего проектом», «Выбор архитектора и инженера проекта» и «Выбор генерального подрядчика». Примечательно, что формирование стоимости строительных и ремонтных работ происходит на третьем этапе и всецело зависит от результата работ по архитектурному и инженерному проектированию. Именно на этапе выбора генподрядчика формируются 3 основных показателя любого проекта – стоимость, сроки и качество», - рассказал Артем Пантелеев.

По словам эксперта, при условии, что в тендере принимают участие компании одного уровня, соблюдающие налоговое и трудовое законодательство и имеющие примерно одинаковые системы качества и управления, стоимость работ генподрядчиков будет отличаться незначительно и в общей стоимости проекта будет составлять не более 30%.

Остальная доля стоимости любого проекта – это заложенные в проектные решения материалы и инженерное оборудование. «Возможности по оптимизации стоимости ремонта могут быть предусмотрены в этой части бюджета, но принципиально важно делать это на раннем этапе, чтобы с самого начала в проект были заложены оптимальные решения, соответствующие возможностям компании. Решения, которые впоследствии не придется экстренно удешевлять», - констатировал эксперт.

Как бы то ни было, изменение проекта во время строительства, а соответственно и его стоимости — отнюдь не редкое явление на рынке fit-out. В одних случаях заказчик решает изменить планировку, когда строительные работы уже идут полным ходом, что часто влечет за собой довольно серьезное перепроектирование архитектурного и инженерных разделов проекта. В других случаях заказчику не нравится дизайнерское решение. В третьих — в компании может начаться реструктуризация (например, уменьшение площадей) — в этом случае придется подгонять офис под новые размеры. «Самым безобидным на этом фоне выглядит, пожалуй, форс-мажор при закупке отделочных материалов или инженерного оборудования — к примеру, оно было снято с производства или изменились условия сроков поставки. Это в наименьшей степени влияет на стоимость проекта, т.к. на рынке много альтернатив, которые можно подобрать по параметрам проекта», - рассказал эксперт. Как бы то ни было, чтобы снизить риск переделок и перерасчета стоимости ремонта, важно определиться с решениями на самом раннем этапе — до того, как начнутся строительные работы.

Остановился эксперт и на специфике отделочных работ «от собственника»,  которые так популярны сегодня в офисном сегменте. По словам Пантелеева, существует два базовых подхода к ремонту «от собственника»: 1) физическая отделка помещений с планировкой «open space» и, возможно, небольшим количеством отдельных помещений; 2) Включение определенной стоимости отделки помещений в договор аренды. Какой же вариант выбрать арендатору? Что будет выгоднее? «С одной стороны, арендатор всегда стремится въехать в новое помещение в сжатые сроки, поэтому перспектива оказаться в полностью готовом офисе может быть весьма привлекательной. С другой стороны, к основным минусам подобного «готового» решения можно отнести качество полученного результата: часто арендатор получает «продукт» по завышенной цене, и ситуацию, при которой «и не особо нравится, и переделывать жалко». Это происходит из-за того, что для собственника этот ремонт — добавленная стоимость, поэтому он пытается сэкономить/ заработать на каждом этапе, применяя  дешевые отделочные материалы и инженерное оборудование. Реализуя же ремонт под себя, по своим лекалам, арендатор имеет возможность контролировать  и стоимость, и сроки, и качество. Поэтому, с моей точки зрения, лучший вариант «отделки от собственника» – «взять деньгами», - подытожил эксперт.



иГРОКИ РЫНКА

Гинт-М

Пантелеев Артем

Строительство

Гинт-М

Материалы по теме

не указано

10 фактов о Fit-out

15.07
Исследования рынка

Больше половины премиальных проектов fit-out заказывается российскими компаниями

В 2011 году более 55% офисных интерьеров премиум-класса были заказаны российскими компаниями. Впервые в сегменте услуг  fit-out стоимостью от $1000/кв. м отечественные заказчики составили основу спроса, оттеснив иностранных клиентов на второй план. 
17.02
Исследования рынка

Класс А выбирает fit-out

Cреди арендаторов/собственников помещений класса А уровень востребованности услуг Fit-Out достиг показателя 63%, то класс В демонстрируют низкий показатель в 14% от общего объема рынка, отмечают эксперты Pridex Group.
 
Подробности - в PDF версии
06.12

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (17-23 марта)

ФСК расстается с особняком, Nikoliers назначает нового гендиректора в Петербурге, Stone вплотную занялся Ходынкой и может поучаствовать еще в одном проекте на Ленинградке, RBNA закрыла крупную сделку, Megastroy отчитался по проекту в Красноярске, а Forma вступила в АРКН. Эти и другие новости - в нашей традиционной подборке за неделю.
23.03
Источник: MR Group
Экспертный анализ

Квартирный запрос: станет ли «упаковка» квартир в ЗПИФ будущим рынка недвижимости

«Упаковка» арендных квартир в ЗПИФ и другие продукты для коллективных и непрофильных инвесторов может стать одним из самых интересных и перспективных решений: квартиры – наиболее понятный формат для условного частника, особенно сейчас, когда «купить свою на стадии котлована» стало дорого или невыгодно. Вывод таких предложений может частично решить и назревшую проблему запуска профессионального рынка арендного жилья со специализированными управляющими компаниями, о котором в России говорят, как минимум, двадцать лет, но пока аренда квартир остаётся самым серым и нецивилизованным сегментом. В «упаковку» квартир планируют выходить, по данным CRE, сразу несколько крупных девелоперов, считая его «новым будущим» рынка недвижимости, однако отдельные эксперты относятся к продукту осторожно и скептически.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
24.03
Источник: Страна Девелопмент
Открытие

В Восточном Бирюлеве построили ТЦ «Среда»

ГК «Страна Девелопмент» получила разрешение на ввод в эксплуатацию торгового центра площадью около 8,7 тыс. кв. м на Элеваторной улице. Открытие запланировано на апрель 2025 года. 
25.03
Источник: T+T Architects
Открытие

«Аэрофлот» открыл новый клиентский офис на Маяковской

Флагманский офис авиаперевозчика площадью 1,27 тыс. кв. м расположился на 1-ой Тверской-Ямской улице. Проект разработало архитектурное бюро T+T Architects. 
24.03
Источник: CMWP
Проект

CMWP разработала концепцию офиса для дочки "Лукойла"

Штаб-квартира "Лукойл-Инжиниринг" расположилась в новом здании площадью 15 тыс. кв. м на ул. Щепкина. Департамент управления строительными проектами CMWP детально проработал функциональное зонирование, обеспечив оптимальное размещение подразделений и создание комфортной среды для работы. 
24.03
Источник: Aspace
Сделка

Aspace Технопарк сдали "в одни руки"

Сервисный офис на 421 рабочее место в МФК Technopark Plaza полностью арендовала IT-компания, специализирующаяся на создании продуктов с использованием ИИ.
24.03
Источник: Курорт Лучи
Проект

В Анапе к 2030 году построят крупнейший курорт

На площади свыше 32 га курорта «Лучи» откроются отели операторов Azimut, Cosmos, Alean и Domina. Также здесь запланированы торговый центр, аквапарк, конгресс-холл и другая инфраструктура. Проект реализует СЗ «Авангард».
25.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre