Сегодня в городе работает несколько десятков креативных и культурных пространств. Игроки рынка отмечают, что этот сегмент демонстрирует в нынешних условиях один из наиболее высоких показателей доходности, и его потенциал в Петербурге далеко не исчерпан. Новые проекты продолжают появляться. Они уже покинули пределы центра города, где зарождались изначально, и обживают спальные районы и даже пригороды.
В настоящее время идет освоение территории завода «Арсенал» у Финляндского вокзала. В перспективе здесь появится многофункциональное пространство, где предусмотрены жилая зона, офисы и ретейл, выставочные площади, мастерские, лекторий, коворкинг и др. С ноября здесь уже работает выставка скандинавских художников, в начале будущего года запланировано проведение ночного фестиваля стрит-фуда. Территория первого этапа проекта займет 8 тыс. кв. м, затем планируется освоить все площади – это около 30 тыс. «квадратов». Как отмечает арт-директор пространства Сергей Ларионов, концепция предусматривает максимальное сохранение существующих зданий.
Проект пополнил число креативных площадок, расположенных в «сером поясе» на правом берегу Невы. С 2012 г. на территории действующего завода слоистых пластиков на шоссе Революции работает Музей стрит-арта, где на 10 тыс. кв. м промышленных площадей проводятся выставки, фестивали, концерты, которые привлекают посетителей, в том числе из других городов. Обширная площадь музея позволяет реализовывать масштабные проекты, неосуществимые в закрытых помещениях обычных музеев и галерей. Музей стал одним из первопроходцев нового подхода к развитию индустриальных территорий и удаленных от центра районов посредством творческих практик и современного искусства.
В августе этого года в торгово-развлекательном центре «Охта Молл» на Якорной улице начал работу «Охта Lab» – первое культурно-образовательное пространство, расположенное в торговом центре. Здесь разместился филиал одной из старейших библиотек Петербурга – Центральной городской публичной библиотеки имени Маяковского, а также зал, где проходят кинопоказы, публичные выступления, дебаты на самые актуальные темы с участием звезд, лидеров мнений и ведущих экспертов в сферах искусства, науки и бизнеса. Отдельная зона выделена под выставочные проекты. За первый месяцы работы мероприятия «Охта Lab» посетило более 1,5 тыс. человек, а посещаемость библиотеки сопоставима с ее центральным филиалом.
В декабре этого года у Красногвардейской площади, в здании бывшего Центрального конструкторского бюро машиностроения, заработает новое выставочное пространство – первый этап масштабного проекта, который реализуется при участии московской компании ArtPlay. В дальнейшем на 6,5 га бывшей промышленной территории планируется построить арт-кластер с шоу-румами, ресторанами, коворкингами, гостиницей и бизнес-центром. Уже для первой стадии проекта – выставочного пространства - Руслан Чернобаев, управляющий партнер ArtPlaySPb, прогнозирует траффик на уровне 5-7 тысяч посетителей.
По мнению Екатерины Тимофеевой, управляющего директора ТРЦ «Охта Молл», синергетический эффект от соседства на одной территории сразу нескольких креативных площадок пойдет на пользу и этим проектам, и городу в целом. «Район, имидж которого долгое время был неоднозначным, уже сейчас преображается под влиянием творческих кластеров. Горожане и гости Петербурга получают возможность совместить сразу несколько видов досуга», – поясняет она.
В ближайшем будущем выйти на петербургский рынок планирует еще один московский игрок – компания-создатель столичного дизайн-завода «Флакон». По словам Яна Ярмощука, руководителя FlaconX, они уже ведут переговоры с потенциальными партнерами: «Рынок Петербурга особый, он не похож на московский. Здесь активны мелкие креативные проекты, а крупных площадок пока не так много, как могло бы быть». FlaconX развивает опробованный в столице формат в регионах, в ближайшее время творческий кластер должен заработать в Сочи на «Роза-Хуторе». По оценке Яна Яромощука, доходность проектов в этом сегменте сегодня может достигать 59%.