Лидия Симонова, генеральный директор компании LID'S EVENTHOUSE
Традиционно Москва преображается к новогодним праздникам, и в это время объекты торговой недвижимости становятся особым центром притяжения горожан и туристов. Если для большинства бизнес-центров и объектов коммерческой недвижимости новогодний декор – это, как правило, имиджевая составляющая, то для торгового объекта такой шаг становится сильным маркетинговым инструментом. К сожалению, в последние годы в России новогоднее оформление оставляет желать лучшего. Сейчас, приходя даже в огромный комплекс, редко увидишь действительно сложное концептуальное и уникальное оформление. За 13 лет работы на рынке оформления торговых центров компания LID’SEVENTHOUSE пришла к необходимости кардинального изменения системы сотрудничества с торговыми центрами.
История
В нашей стране под новогодним оформлением подразумевается комплекс декорационных услуг от обновления фасада здания (что обязательно по российскому законодательству) до внутреннего оформления – всегда на усмотрение объекта. Мы выходили на этот рынок в 2004 г., когда оформление торговых центров в Москве и России в целом находилось совершенно в зачаточном состоянии, а крупных торговых центров и декорационных компаний было мало. За 10-12 лет появилось много новых объектов торговой недвижимости, значительно видоизменились существующие, и все это время мы наблюдаем структуру роста и изменения в подходе к вопросу новогоднего оформления.
В 2005-2007 гг. торговые центры декларировали желание быть как Запад, ориентироваться на лучшие мировые торговые объекты. Об этом много говорили и когда ставились задачи декорационным компаниям, были отсылки к передовому мировому опыту и лучшим торговым центрам Европы и США. В последние годы, с 2009-го, в связи с кризисом и по другим причинам, рынок немного сместился в сторону более хладнокровного отношения к декору пространств, менее творческому и оригинальному подходу. Для нас это, бесспорно, минус, потому что это сказывается на уровне отечественных проектов, хотя мы могли бы быть не хуже, а местами и лучше других европейских городов.
Форматы работы с подрядчиками
Пару лет назад на семинарах и новогодних выставках мы предлагали подход разбивки новогоднего оформления посезонно на 2-3 года, когда торговый центр, понимая, что не может за один год реализовать крупный проект, нанимает декорационную компанию на более длительный период и оформляет объект поэтапно. Компания разрабатывает проект, который ежегодно дополняется, и в результате заказчик получает качественный комплексный декор, но в этом случае стоит привлекать только профессиональные компании, которые в состоянии создать такую концепцию, которая технологически и визуально не устареет за несколько лет. Оформители при этом должны подобрать проверенных поставщиков и материалы, которые за период реализации проекта не выйдут из строя. Когда речь идет о грамотном девелопменте, то такие подходы нужно применять.
Сегодня мы приняли решение перейти в сотрудничестве с торговыми центрами на контрактную схему работы, которая практикуется на крупных объектах во многих европейских странах. Такая система исключает проведение бесконечных конкурсов и тендеров, когда объект привлекает на срок от одного года и более определенную декорационную компанию или декоратора и понимает, что подрядчик сумеет правильно решать их задачи, а у декоратора есть понимание, что он гарантированно работает с этим объектом, и этот подход дает для объекта более качественный результат. Зарубежные объекты, например, «Галери Лафайет» (Galeries Lafayette), не проводят ежегодных тендеров – они берут на контракт компанию в начале года, и этот процесс уже становится амбициозной творческой задачей декоратора. Некоторые крупные объекты Москвы уже работают на контрактной основе, не проводя тендеры, и получают проекты более высокого уровня. Многолетний опыт и практика показали, что тендерная система не порождает великих проектов. Только профессиональная работа и контрактное сотрудничество с компанией гарантируют качественный результат.