О защите и реконструкции старинных зданий

На вопросы сегодня отвечает Александр Баталов, советник практики недвижимости и строительства международной юридической фирмы CMS, Россия, к.ю.н.

8121

- Какие законодательные акты, защищающие старинные здания, существуют в Российской Федерации?

- Говоря о правовом регулировании использования старинных зданий, следует, прежде всего, отметить, что большой возраст здания или иного сооружения сам по себе не является основанием для распространения на него особого режима, связанного с охраной объектов культурного наследия. Для установления в отношении старинного здания такого особого режима необходимо, чтобы оно являлось объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) с учетом того, что оно связано с какими-либо историческими событиями либо представляет собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии, антропологии или социальной культуры.

Наряду с общими положениями гражданского и градостроительного законодательства, регулирующими отношения в сфере владения, пользования, распоряжения, реконструкции и эксплуатации зданий и иного недвижимого имущества, относящегося к объектам культурного наследия, существуют специальные нормативно-правовые акты, посвященные вопросам сохранения, использования, реконструкции и иной деятельности, связанной с данными объектами. В первую очередь, среди этих специальных актов следует выделить Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г., постановления Правительства РФ, а также акты, принимаемые Минкультуры России (например, Приказ № 954 «Об утверждении положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» от 3 октября 2011 г. или Приказ № 1907 «Об утверждении порядка формирования и ведения перечня выявленных объектов культурного наследия, состав сведений, включаемых в данный перечень» от 3 октября 2011 г. и проч.). Кроме этого, на региональном уровне, и в частности, в городе Москве также принято специальное законодательство, касающееся объектов культурного наследия, включая, например, Закон города Москвы № 40 «Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве» от 9 июня 2004 г. и иные правовые акты.

Вышеуказанное законодательство об объектах культурного наследия подробно регламентирует вопросы организации и финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, порядок ведения единого государственного реестра данных объектов и их государственного учета, осуществления государственной историко-культурной экспертизы, устанавливает особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия, возникновения и прекращения имущественных прав на них, требования к содержанию паспорта и охранного обязательства собственника объекта культурного наследия.

- Правомерно ли превращение здания городской усадьбы XIXвека на Пятницкой улице в гостиницу?

- Здание городской усадьбы на улице Пятницкая, в отношении которой принято решение о реконструкции под гостиницу, на сегодняшний день является лишь выявленным объектом культурного наследия. Для того, чтобы данное здание было включено в государственный реестр в качестве объекта культурного наследия, необходимо проведение государственной историко-культурной экспертизы, которая окончательно подтвердит его историко-культурную ценность. Однако отнесение указанного здания к выявленным объектам культурного наследия необходимо рассматривать уже как первый шаг на пути к окончательному утверждению его статуса в качестве объекта культурного наследия, а потому действующее законодательство содержит положения, направленные на его охрану. 

В частности, при содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия лицо, которому он принадлежит на праве собственности или ином вещном праве (например, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), обязано:

- осуществлять расходы на его содержание и поддержание в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

- не проводить работы, изменяющие объект либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

- не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия;

- обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

- не использовать здание под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер здания, его фасад, территорию, под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции здания, а также под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для здания температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;

- незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных повреждениях здания, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред зданию, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы;

- не допускать ухудшения состояния территории, где находится здание, поддерживать данную территорию в благоустроенном состоянии.

С учетом вышеперечисленных требований размещение гостиницы в здании, относящемся к выявленным объектам культурного наследия, само по себе не является нарушением режима его охраны, установленного действующим законодательством, при условии, что в процессе реконструкции и эксплуатации данного здания не будут изменяться его облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и иные параметры, а также ухудшаться состояние его сохранности.



Материалы по теме

журнал CRE 6 (440)

Июнь
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE №6 (440), выпущенный в соредакторстве с директором Группы PLT Михаилом Тарасовым.   Читайте в номере: Летучка «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА НАШЕМ РЫНКЕ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО НЕИЗБЕЖНО» Обсуждаем с Михаилом Тарасовым главные темы дня и номера   Актуально РАЗОШЛИСЬ ПО КЛАССАМ Представлена обновленная впервые за десять лет классификация офисной недвижимости Москвы   Тема номера ТЯЖЕЛЫЙ...

Популярное

Источник: CRE
Сделка

В Comcity сделка более чем на 7 тыс. кв. м

Новым резидентом офисного парка стала компания IEK Group. Консультант сделки - ILM.
11.07
Источник: CRE
Проект

ГК «Ориентир» выходит в Калининград

Девелопер построит для компании X5 Group мультитемпературный распределительный центр площадью 26 800 кв. м.
10.07
Источник: CRE
Игроки рынка

CORE.XP нарастила сделки со складами

По итогам II квартала 2024 года объем сделок с участием консультантов компании превысил 339 тыс. кв. м, а за полугодие в целом достиг 426 тыс. кв. м.
11.07
Источник: BMS Development Group
Назначения

BMS Development Group усиливает финансы

Александр Ситников назначен финансовым директором девелоперской группы.
 
11.07
Источник: CRE
Сделка

Финтех-компания арендовала офис в Space 1 Арбат

Консультантом сделки по аренде 30 рабочих мест выступила компания Remain.
11.07
Источник: CRE
Проект

«Дочка» Газпромбанка может построить логопарк

В строительство складского комплекса площадью 150 тыс. кв. м на 30 га в Истринском городском округе  «ГПБ-Инвест» может вложить около 10 млрд рублей.
12.07
Источник: IPG.Estate
Игроки рынка

IPG.Estate получила БЦ Green Lines на эксклюзив

Компания назначена эксклюзивным партнером по сдаче в аренду офисов в петербургском бизнес-центре площадью около 7 тыс. кв. м.
10.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre