О защите и реконструкции старинных зданий

На вопросы сегодня отвечает Александр Баталов, советник практики недвижимости и строительства международной юридической фирмы CMS, Россия, к.ю.н.

6434

- Какие законодательные акты, защищающие старинные здания, существуют в Российской Федерации?

- Говоря о правовом регулировании использования старинных зданий, следует, прежде всего, отметить, что большой возраст здания или иного сооружения сам по себе не является основанием для распространения на него особого режима, связанного с охраной объектов культурного наследия. Для установления в отношении старинного здания такого особого режима необходимо, чтобы оно являлось объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) с учетом того, что оно связано с какими-либо историческими событиями либо представляет собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии, антропологии или социальной культуры.

Наряду с общими положениями гражданского и градостроительного законодательства, регулирующими отношения в сфере владения, пользования, распоряжения, реконструкции и эксплуатации зданий и иного недвижимого имущества, относящегося к объектам культурного наследия, существуют специальные нормативно-правовые акты, посвященные вопросам сохранения, использования, реконструкции и иной деятельности, связанной с данными объектами. В первую очередь, среди этих специальных актов следует выделить Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г., постановления Правительства РФ, а также акты, принимаемые Минкультуры России (например, Приказ № 954 «Об утверждении положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» от 3 октября 2011 г. или Приказ № 1907 «Об утверждении порядка формирования и ведения перечня выявленных объектов культурного наследия, состав сведений, включаемых в данный перечень» от 3 октября 2011 г. и проч.). Кроме этого, на региональном уровне, и в частности, в городе Москве также принято специальное законодательство, касающееся объектов культурного наследия, включая, например, Закон города Москвы № 40 «Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве» от 9 июня 2004 г. и иные правовые акты.

Вышеуказанное законодательство об объектах культурного наследия подробно регламентирует вопросы организации и финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, порядок ведения единого государственного реестра данных объектов и их государственного учета, осуществления государственной историко-культурной экспертизы, устанавливает особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия, возникновения и прекращения имущественных прав на них, требования к содержанию паспорта и охранного обязательства собственника объекта культурного наследия.

- Правомерно ли превращение здания городской усадьбы XIXвека на Пятницкой улице в гостиницу?

- Здание городской усадьбы на улице Пятницкая, в отношении которой принято решение о реконструкции под гостиницу, на сегодняшний день является лишь выявленным объектом культурного наследия. Для того, чтобы данное здание было включено в государственный реестр в качестве объекта культурного наследия, необходимо проведение государственной историко-культурной экспертизы, которая окончательно подтвердит его историко-культурную ценность. Однако отнесение указанного здания к выявленным объектам культурного наследия необходимо рассматривать уже как первый шаг на пути к окончательному утверждению его статуса в качестве объекта культурного наследия, а потому действующее законодательство содержит положения, направленные на его охрану. 

В частности, при содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия лицо, которому он принадлежит на праве собственности или ином вещном праве (например, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), обязано:

- осуществлять расходы на его содержание и поддержание в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

- не проводить работы, изменяющие объект либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

- не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия;

- обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

- не использовать здание под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер здания, его фасад, территорию, под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции здания, а также под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для здания температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;

- незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных повреждениях здания, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред зданию, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы;

- не допускать ухудшения состояния территории, где находится здание, поддерживать данную территорию в благоустроенном состоянии.

С учетом вышеперечисленных требований размещение гостиницы в здании, относящемся к выявленным объектам культурного наследия, само по себе не является нарушением режима его охраны, установленного действующим законодательством, при условии, что в процессе реконструкции и эксплуатации данного здания не будут изменяться его облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и иные параметры, а также ухудшаться состояние его сохранности.



иГРОКИ РЫНКА

Юридическая поддержка

CMS

Государственная/городская структура

Правительство Российской Федерации

Материалы по теме

журнал CRE 17 (395)

Октябрь 1
Журнал CRE №17 (395) доступен как в печтной версии, так и в PDF-формате. Ознакомиться с PDF-версией можно ЗДЕСЬ Номер выпущен при поддержке: Union Brokers unionbrokers.ru/     MD Facility Management www.mdpm.ru   Raven Russia www.rrpa.ru   Radius Group www.radiusrussia.com В НОМЕРЕ:  Актуально НЕПРОСТОЕ БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ Прогнозы на ближайшие перспективы исключают локдаун   Тема номера ВРЕМЯ КУРЬЕРА Почему доставка остается ложкой дегтя для развития e-commerce и омникан...

Популярное

Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (4 - 10 октября)

Назначения в CBRE, FM-оператор для Павелецкой Плазы, открытие ТРЦ Грозный Молл и отчет об офисной конференции, организованной CRE Event.
11.10
Игроки рынка

LCM выделила услуги для ритейлеров в отдельное направление

Сейчас LCM Retail сотрудничает с 20 ритейлерами, заинтересованными в активной экспансии в регионы.
11.10
Проект

«Пионер» приступил к строительству торгово-офисного центра

Общая площадь ТОЦ Botanica составит почти 90 тыс. кв. м. Ввод запланирован на 2024 год.
13.10
Назначения

В Cushman & Wakefield 5 новых назначений

Компания объявила о назначениях международных партнеров и партнеров по региону ЕМЕА.
14.10
Открытие

В Москве появился крупнейший даркстор Vprok.ru Перекрёсток

X5 Group открыла самый крупный даркстор Vprok.ru Перекрёсток общей площадью 37 тыс. кв. м в Саларьево.
13.10
Назначения

Павел Люлин расстался с SVN

Павел Люлин, бывший управляющий директор SVN Eastward Property Management, заявил об уходе из компании. 
14.10
Сделка

«Сберлогистика» арендует 55 000 кв. м под Воронежем

Компания займет складские помещения в логистическом комплексе «XXI век», первая очередь которого будет введена в эксплуатацию в 2022 году.
12.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre