- Какие законодательные акты, защищающие старинные здания, существуют в Российской Федерации?
- Говоря о правовом регулировании использования старинных зданий, следует, прежде всего, отметить, что большой возраст здания или иного сооружения сам по себе не является основанием для распространения на него особого режима, связанного с охраной объектов культурного наследия. Для установления в отношении старинного здания такого особого режима необходимо, чтобы оно являлось объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) с учетом того, что оно связано с какими-либо историческими событиями либо представляет собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии, антропологии или социальной культуры.
Наряду с общими положениями гражданского и градостроительного законодательства, регулирующими отношения в сфере владения, пользования, распоряжения, реконструкции и эксплуатации зданий и иного недвижимого имущества, относящегося к объектам культурного наследия, существуют специальные нормативно-правовые акты, посвященные вопросам сохранения, использования, реконструкции и иной деятельности, связанной с данными объектами. В первую очередь, среди этих специальных актов следует выделить Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г., постановления Правительства РФ, а также акты, принимаемые Минкультуры России (например, Приказ № 954 «Об утверждении положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» от 3 октября 2011 г. или Приказ № 1907 «Об утверждении порядка формирования и ведения перечня выявленных объектов культурного наследия, состав сведений, включаемых в данный перечень» от 3 октября 2011 г. и проч.). Кроме этого, на региональном уровне, и в частности, в городе Москве также принято специальное законодательство, касающееся объектов культурного наследия, включая, например, Закон города Москвы № 40 «Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве» от 9 июня 2004 г. и иные правовые акты.
Вышеуказанное законодательство об объектах культурного наследия подробно регламентирует вопросы организации и финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, порядок ведения единого государственного реестра данных объектов и их государственного учета, осуществления государственной историко-культурной экспертизы, устанавливает особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия, возникновения и прекращения имущественных прав на них, требования к содержанию паспорта и охранного обязательства собственника объекта культурного наследия.
- Правомерно ли превращение здания городской усадьбы XIXвека на Пятницкой улице в гостиницу?
- Здание городской усадьбы на улице Пятницкая, в отношении которой принято решение о реконструкции под гостиницу, на сегодняшний день является лишь выявленным объектом культурного наследия. Для того, чтобы данное здание было включено в государственный реестр в качестве объекта культурного наследия, необходимо проведение государственной историко-культурной экспертизы, которая окончательно подтвердит его историко-культурную ценность. Однако отнесение указанного здания к выявленным объектам культурного наследия необходимо рассматривать уже как первый шаг на пути к окончательному утверждению его статуса в качестве объекта культурного наследия, а потому действующее законодательство содержит положения, направленные на его охрану.
В частности, при содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия лицо, которому он принадлежит на праве собственности или ином вещном праве (например, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), обязано:
- осуществлять расходы на его содержание и поддержание в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
- не проводить работы, изменяющие объект либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
- не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия;
- обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
- не использовать здание под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер здания, его фасад, территорию, под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции здания, а также под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для здания температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
- незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных повреждениях здания, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред зданию, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы;
- не допускать ухудшения состояния территории, где находится здание, поддерживать данную территорию в благоустроенном состоянии.
С учетом вышеперечисленных требований размещение гостиницы в здании, относящемся к выявленным объектам культурного наследия, само по себе не является нарушением режима его охраны, установленного действующим законодательством, при условии, что в процессе реконструкции и эксплуатации данного здания не будут изменяться его облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и иные параметры, а также ухудшаться состояние его сохранности.