Zeppelin подвел черту

Андрей Кротков, Генеральный директор и партнер Zeppelin, рассказал об итогах 2016 г.

6441

Несмотря на общую нестабильность на рынке коммерческой недвижимости и кризисные отголоски, в 2016 году Zeppelin продолжил уверенно набирать обороты. Портфолио FM-оператора пополнилось такими знаковыми клиентами, как ИФД «КапиталЪ», MR Group, Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь, Boehringer Ingelheim, DHL, H&M, Adidas, Центральный Банк России, элитный ЖК «Миракс парк», НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», УВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО», а также целым рядом ведущих международных и российских  компаний, с которыми заключены особые соглашения о конфиденциальности. Совокупный прирост обслуживаемых площадей в 2016 г. превысил 1 млн кв. м. Нам удалось сохранить и развить сотрудничество с такими гигантами рынка, как  Siemens, Tetra Pak, Mercedes, «Газпром-медиа Холдинг», Prime PropertyManagement, НТВ, АВВ, Сколково, СИБУР, ВТБ24, РЖД и др. Такой рост операционных объемов по сравнению с 2015 годом повлек и дальнейшее развитие организационной структуры и ресурсной базы Zeppelin: например, численность персонала увеличилась почти в 2 раза, парк коммунальной техники - на 30%, кроме того, непрерывно совершенствовались бизнес-процессы, регламенты и стандарты, разрабатывалось и внедрялось необходимое программное обеспечение и мобильные IT-сервисы, большое влияние уделялось повышению квалификации и компетенций сотрудников.

Тенденции cферы Facility Management

В 2016 г. стало очевидным, что рынок Facility Management в России установился, окреп и подтвердил свою состоятельность. Теперь отрасли Property Management и Facility Management все более уверенно становятся отдельными направлениями, которые готовы развиваться независимо друг от друга. Это разные и несравнимые бизнесы.

Одной из ключевых особенностей 2016 г. на волне финансовых перемен стал рост востребованности технического аудита, FM-консалтинга, DueDiligence. Это вполне закономерный процесс, последовавший за волной повальной оптимизации расходов, а также в связи с выходом инвесторов, готовых вкладываться в недвижимость,  из кризисной спячки. Когда все возможные резервы были ликвидированы и большинство собственников поймало баланс между сокращением бюджетов и сохранением уровня качества работ, пришла пора покупать. В решении этих задач также помог качественный профессиональный консалтинг.

Кроме того, почти 40% наших действующих клиентов в 2016 г. дополнительно обратились за услугами по углубленному анализу состояния инженерных сетей и инфраструктуры объектов на предмет пересмотра и переноса на более благоприятное время планов модернизации и капитальных ремонтов.

Разовых обращений – от новых заказчиков, которые пока не готовы к передаче работ по FM на аутсорсинг, но уже столкнулись с необходимостью скрупулезного аудита расходных бюджетов, – также были десятки. Причем привлечение управляющей компании происходило на различных этапах жизненного цикла здания: мы анализировали проекты, здания на этапе строительства, ввода в эксплуатацию, предпродажной подготовки и даже редевелопмента, т.е. повышения классности объекта. Такие меры не только помогают заметно снизить будущие и текущие расходы на техническое обслуживание: заменить устаревшие механизмы на более экономичные, своевременно обновить технику, не допустив аварии, но и обоснованно сформировать стоимость объекта с учетом реального состояния его инженерных систем. На каждом из этих этапов при правильном профессиональном подходе объекты могут принести более качественный финансовый результат.

Оптимизация и импортозамещение

Главным трендом года по-прежнему оставалась оптимизация расходов - в самых различных вариациях и с самыми разными последствиями. В итоге ключевым запросом рынка стал поиск «золотой середины» в сложившихся условиях. К этому вопросу обращались абсолютно все, начиная от малых офисов и заканчивая огромными комплексами класса «А». Конференции и форумы посвящали целые сессии вопросу сокращения бюджетов, в том числе на управление и обслуживание объектов. На этом фоне в стране еще более заметно укрепилась отрасль Facility Management: в погоне за качественной оптимизацией собственники зданий все чаще стали обращаться к  услугам профессиональных УК. Причем тренд на импортозамещение сработал и здесь. За последние годы российские FM-компании смогли приобрести настолько большой опыт обслуживания различных типов недвижимости - от складов и бизнес-центров до элитных жилых комплексов и ТРЦ, - что это позволило им на равных конкурировать с представительствами зарубежных Facility-корпораций, ранее безраздельно доминировавшими у нас. Это полностью нивелировало имевшуюся у «иностранцев» временную фору выхода на российский рынок, а большая ценовая и ментальная гибкость «местных» существенно добавила им привлекательности. Таким образом, у владельцев недвижимости становится все больше аргументов в пользу выбора для своих объектов управляющих компаний и FM-операторов российского происхождения.

Энергосбережение и зеленые технологии

Не осталась в стороне и популярная тема энергосбережения. Все более очевидна выгода от использования ресурсосберегающих решений, причем уже не только в «зеленых» показателях, но и в реальных цифрах экономии на ресурсах. При этом Россия по-прежнему остается в рядах отстающих, если можно так выразиться. Из действующих мировых систем сертификации «зеленых» объектов коммерческой недвижимости реализуются BREEAM International New Construction или LEED AP O+M. Однако они разработаны без учета многих географических, климатических, ресурсных и иных особенностей России, и потому наши объекты, даже если пытаются пройти подобную сертификацию и им это удается, результат получают существенно искаженный. Потому в 2016 г. Zeppelin принял активное участие в перспективной российской инициативе, а именно - в рабочей группе специалистов АНО «НИИУРС» по формированию национальных стандартов GREEN ZOOM. Ряд сотрудников уже прошли обучение и аттестации, получив высокие баллы. В настоящее время наши лучшие эксперты трудятся над разработкой стандартов экологичных зданий для действующих объектов в российских реалиях по аналогии с международными стандартами LEED и BREAM.

Ситуация на арендном рынке

Рынок претерпел множественные трансформации, что было продиктовано экономическими особенностями и продолжающимся вводом качественных площадей. Многие офисные пространства высокого класса продолжали пустеть: арендаторы ощутили удар по своему бизнесу и ужались, либо выбрали более дешевые помещения. При этом очевидной стала и тенденция повышения классности при переездах в новые объекты: в борьбе за арендатора бизнес-центры класса «А» снизили ставки и приняли к себе бывших резидентов более дешевых пространств. Наметилась миграция арендаторов складских, производственных, логистических объектов на периферию Москвы, вследствие чего освободились площади в центре, а их собственникам пришлось изобретать новые привлекательные условия и дополнительные сервисы, которые позволили бы сохранить заполненность объектов, либо вкладываться в реконцепцию.

Перепрофилирование и новые форматы

Очевидной стала и активная борьба с нерентабельностью некоторых пространств: набирает обороты тренд на переквалификацию непопулярных площадей бизнес-центров в торговые площади и наоборот. Многие застройщики по достоинству оценили перспективную концепцию многофункциональных комплексов, обращающихся к различным категориям потребителей, позволяющих максимально эффективно использовать площадь объекта и повышать рентабельность здания. Вероятно, такая тенденция продолжится и в последующие годы. В 2016 г. также продолжилось активное пересогласование офисных проектов на жилые. Не удивительно, что такой формат вносит новые требования к компетенции управляющих компаний и FM-операторов. Навыки работы с жильем и наличие необходимых лицензий становятся не дополнительной, а одной из обязательных опций.

По итогам оценки изменений рынка Zeppelin в  2016 г. принял решение о необходимости прохождения соответствующего обучения и получения лицензии на управление многоквартирными домами.

 



иГРОКИ РЫНКА

Zeppelin

Кротков Андрей

Управление и эксплуатация недвижимости

Zeppelin

Материалы по теме

Экспертный анализ

Москва: итоги 2016 г. глазами ILM

Эксперты компании ILM поделились своими соображениями о том, каким стал 2016-й для различных сегментов рынка коммерческой недвижимости, и рассказали, чего нам ждать от 2017-го. 

23.01
Экспертный анализ

Рынок несбывшихся надежд. Итоги года от NAI Becar

Объем инвестиций в московскую недвижимость в 2016 г. остался на уровне прошлого года и составил 3 755 млн долл. Для офисной недвижимости 2016 год ознаменовался рекордно низкими показателями по объему ввода за последние 10 лет. А вот в торговом сегменте уровень вакансии увеличился на 21% относительно показателей прошлого года.

10.01

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre