Несмотря на общую нестабильность на рынке коммерческой недвижимости и кризисные отголоски, в 2016 году Zeppelin продолжил уверенно набирать обороты. Портфолио FM-оператора пополнилось такими знаковыми клиентами, как ИФД «КапиталЪ», MR Group, Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь, Boehringer Ingelheim, DHL, H&M, Adidas, Центральный Банк России, элитный ЖК «Миракс парк», НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», УВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО», а также целым рядом ведущих международных и российских компаний, с которыми заключены особые соглашения о конфиденциальности. Совокупный прирост обслуживаемых площадей в 2016 г. превысил 1 млн кв. м. Нам удалось сохранить и развить сотрудничество с такими гигантами рынка, как Siemens, Tetra Pak, Mercedes, «Газпром-медиа Холдинг», Prime PropertyManagement, НТВ, АВВ, Сколково, СИБУР, ВТБ24, РЖД и др. Такой рост операционных объемов по сравнению с 2015 годом повлек и дальнейшее развитие организационной структуры и ресурсной базы Zeppelin: например, численность персонала увеличилась почти в 2 раза, парк коммунальной техники - на 30%, кроме того, непрерывно совершенствовались бизнес-процессы, регламенты и стандарты, разрабатывалось и внедрялось необходимое программное обеспечение и мобильные IT-сервисы, большое влияние уделялось повышению квалификации и компетенций сотрудников.
Тенденции cферы Facility Management
В 2016 г. стало очевидным, что рынок Facility Management в России установился, окреп и подтвердил свою состоятельность. Теперь отрасли Property Management и Facility Management все более уверенно становятся отдельными направлениями, которые готовы развиваться независимо друг от друга. Это разные и несравнимые бизнесы.
Одной из ключевых особенностей 2016 г. на волне финансовых перемен стал рост востребованности технического аудита, FM-консалтинга, DueDiligence. Это вполне закономерный процесс, последовавший за волной повальной оптимизации расходов, а также в связи с выходом инвесторов, готовых вкладываться в недвижимость, из кризисной спячки. Когда все возможные резервы были ликвидированы и большинство собственников поймало баланс между сокращением бюджетов и сохранением уровня качества работ, пришла пора покупать. В решении этих задач также помог качественный профессиональный консалтинг.
Кроме того, почти 40% наших действующих клиентов в 2016 г. дополнительно обратились за услугами по углубленному анализу состояния инженерных сетей и инфраструктуры объектов на предмет пересмотра и переноса на более благоприятное время планов модернизации и капитальных ремонтов.
Разовых обращений – от новых заказчиков, которые пока не готовы к передаче работ по FM на аутсорсинг, но уже столкнулись с необходимостью скрупулезного аудита расходных бюджетов, – также были десятки. Причем привлечение управляющей компании происходило на различных этапах жизненного цикла здания: мы анализировали проекты, здания на этапе строительства, ввода в эксплуатацию, предпродажной подготовки и даже редевелопмента, т.е. повышения классности объекта. Такие меры не только помогают заметно снизить будущие и текущие расходы на техническое обслуживание: заменить устаревшие механизмы на более экономичные, своевременно обновить технику, не допустив аварии, но и обоснованно сформировать стоимость объекта с учетом реального состояния его инженерных систем. На каждом из этих этапов при правильном профессиональном подходе объекты могут принести более качественный финансовый результат.
Оптимизация и импортозамещение
Главным трендом года по-прежнему оставалась оптимизация расходов - в самых различных вариациях и с самыми разными последствиями. В итоге ключевым запросом рынка стал поиск «золотой середины» в сложившихся условиях. К этому вопросу обращались абсолютно все, начиная от малых офисов и заканчивая огромными комплексами класса «А». Конференции и форумы посвящали целые сессии вопросу сокращения бюджетов, в том числе на управление и обслуживание объектов. На этом фоне в стране еще более заметно укрепилась отрасль Facility Management: в погоне за качественной оптимизацией собственники зданий все чаще стали обращаться к услугам профессиональных УК. Причем тренд на импортозамещение сработал и здесь. За последние годы российские FM-компании смогли приобрести настолько большой опыт обслуживания различных типов недвижимости - от складов и бизнес-центров до элитных жилых комплексов и ТРЦ, - что это позволило им на равных конкурировать с представительствами зарубежных Facility-корпораций, ранее безраздельно доминировавшими у нас. Это полностью нивелировало имевшуюся у «иностранцев» временную фору выхода на российский рынок, а большая ценовая и ментальная гибкость «местных» существенно добавила им привлекательности. Таким образом, у владельцев недвижимости становится все больше аргументов в пользу выбора для своих объектов управляющих компаний и FM-операторов российского происхождения.
Энергосбережение и зеленые технологии
Не осталась в стороне и популярная тема энергосбережения. Все более очевидна выгода от использования ресурсосберегающих решений, причем уже не только в «зеленых» показателях, но и в реальных цифрах экономии на ресурсах. При этом Россия по-прежнему остается в рядах отстающих, если можно так выразиться. Из действующих мировых систем сертификации «зеленых» объектов коммерческой недвижимости реализуются BREEAM International New Construction или LEED AP O+M. Однако они разработаны без учета многих географических, климатических, ресурсных и иных особенностей России, и потому наши объекты, даже если пытаются пройти подобную сертификацию и им это удается, результат получают существенно искаженный. Потому в 2016 г. Zeppelin принял активное участие в перспективной российской инициативе, а именно - в рабочей группе специалистов АНО «НИИУРС» по формированию национальных стандартов GREEN ZOOM. Ряд сотрудников уже прошли обучение и аттестации, получив высокие баллы. В настоящее время наши лучшие эксперты трудятся над разработкой стандартов экологичных зданий для действующих объектов в российских реалиях по аналогии с международными стандартами LEED и BREAM.
Ситуация на арендном рынке
Рынок претерпел множественные трансформации, что было продиктовано экономическими особенностями и продолжающимся вводом качественных площадей. Многие офисные пространства высокого класса продолжали пустеть: арендаторы ощутили удар по своему бизнесу и ужались, либо выбрали более дешевые помещения. При этом очевидной стала и тенденция повышения классности при переездах в новые объекты: в борьбе за арендатора бизнес-центры класса «А» снизили ставки и приняли к себе бывших резидентов более дешевых пространств. Наметилась миграция арендаторов складских, производственных, логистических объектов на периферию Москвы, вследствие чего освободились площади в центре, а их собственникам пришлось изобретать новые привлекательные условия и дополнительные сервисы, которые позволили бы сохранить заполненность объектов, либо вкладываться в реконцепцию.
Перепрофилирование и новые форматы
Очевидной стала и активная борьба с нерентабельностью некоторых пространств: набирает обороты тренд на переквалификацию непопулярных площадей бизнес-центров в торговые площади и наоборот. Многие застройщики по достоинству оценили перспективную концепцию многофункциональных комплексов, обращающихся к различным категориям потребителей, позволяющих максимально эффективно использовать площадь объекта и повышать рентабельность здания. Вероятно, такая тенденция продолжится и в последующие годы. В 2016 г. также продолжилось активное пересогласование офисных проектов на жилые. Не удивительно, что такой формат вносит новые требования к компетенции управляющих компаний и FM-операторов. Навыки работы с жильем и наличие необходимых лицензий становятся не дополнительной, а одной из обязательных опций.
По итогам оценки изменений рынка Zeppelin в 2016 г. принял решение о необходимости прохождения соответствующего обучения и получения лицензии на управление многоквартирными домами.