Каков на самом деле уровень поглощения на рынке офисов Москвы. Часть 2

В прошлой статье, посвященной размеру спроса, мы обозначили, что совокупный уровень поглощения на офисные площади в аренду, по нашим оценкам, может достигать 4,5 - 5 млн кв. м в год. Мы не отметили в той статье, насколько этот спрос превышает или, наоборот, меньше уровня новых и высвобождающихся офисных площадей, взятых вместе.

6142

Понятно, что от знака и величины разницы между этими двумя показателями зависит то, происходит ли рост или падение цен и масштаб этих процессов.

Хотелось понять причины падения цены - чем именно оно было вызвано.

Исходя из самых общих соображений, если мы определили падение цены в 25% в рублях от уровней 2013 г., можно сказать, что или спрос упал как минимум на эту величину, или совокупное предложение выросло на столько же при неизменном спросе. Если эти процессы происходили одновременно, соответствующий уровень падения цены отражает как рост предложения, так и снижения спроса, раскладывая доли пропорционально.

Ввод новых площадей был на уровне примерно 500-700 000 кв. м в год класса А и Б+, а включая класс Б и С, очень грубо округляя, в 1 млн кв. м.

Если принять за уровень всего рынка  28 000 000 кв. м (что соответствует, напомним, 400 000 фирмам и средней площади в 70 кв. м), мы получим вклад новых площадей в снижение цен за прошедшие 3 года в размере в 10-12%. Соответственно, помня про общую величину в 25%, на столько же примерно упал спрос - до 13-15%, что неплохо коррелирует с цифрой приблизительно 5%  в год падения ВРП Москвы с 2014 по 2016 гг., если  учитывать помимо абсолютных цифр еще и инфляцию.

Итак, вернемся к структуре спроса.

По многолетним данным зависимость - количество заявок  от запрашиваемой площади - приведена ниже.

Распределение количества заявок от площади

 

Здесь мы видим явный пик в небольших площадях, что объяснимо тем, что, по крайней мере, до последнего времени малый бизнес, к сожалению, часто плохо видный официальной статистике по причине «серых» схем бухучета, составлял довольно значительный вклад и явно лидировал как по абсолютному количеству заявок, так и по совокупной площади.

Будем предполагать, что ситуация изменилась не очень сильно в плане искажения этой кривой.

Распределение спроса по округам и близости к центру города

 

Примечание: все вклады нормированы, кроме «До 3-го кольца»

Распределение спроса по стоимости


Распределение спроса по «удаленности от метро»


Пользуясь этими графиками и зная совокупный спрос, который оценили в 500 заявок в день, мы можем спрогнозировать максимальный уровень спроса на конкретное помещение, без учета факторов конкуренции, и в т.ч. эффективности продвижения и качества службы продаж данного собственника.

Для того, чтобы получить более точные и понятные цифры, которые окажутся к тому же и существенно менее оптимистичными, нужно принять во внимание, какова конкурентная среда и каково продвижение конкурентных площадей на рынке.

Как в принципе можно добиться более точных результатов для прогнозирования сдачи своего помещения?

Уточняя модель, надо оценить так называемую информационную эффективность собственника, которую можно определить как совокупный фактор широты охвата аудитории и эффективность службы продаж. Оба коэффициента  могут быть грубо оценены как «охваченные конкретным собственником» / «число всех потенциальных арендаторов» и «число снявших / число охваченных».

Перемножение этих коэффициентов дает уже уточненное число реальных клиентов.

И, конечно, для более точной оценки, уже не некоего абстрактного спроса, а более конкретной характеристики, такой, как прогноз срока экспозиции, нужно брать во внимание и тонкое определение всего вышеперечисленного по дополнительным характеристикам, таким, к примеру, как особенности планировки и отделки помещения.

comrent.ru

  



Материалы по теме

Экспертный анализ

Каков на самом деле уровень поглощения на рынке офисов Москвы. Часть 1

Оценки экспертов рынка, к которым необходимо отнести как компании, специализирующиеся на аналитике, такие как RRG, так и брокерские и консалтинговые, к примеру JLL, Colliers International, CBRE, Cushman&Wakefield, Knight Frank, более или менее регулярно выпускающих обзоры, включающие уровень спроса, разнятся порой в разы.
20.03

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Инпром Эстейт
Открытие

Крупнейший «Термолэнд» открылся в Оренбурге

Площадь нового городского курорта в ТРЦ «Мармелад» составляет 17 тыс. кв. м. Инвестиции составили 1,5 млрд рублей.
27.01
Источник: CRE
Игроки рынка

Вологодская область готовится к трезвости

В результате вступающего в силу с 1 марта закона об ограничении продажи алкоголя, по области закрываются магазины «Бристоль» и «Красное & белое».
24.01
Источник: NF Group
Управление недвижимостью

NF PM доверили склад Ozon в Нижнем Новгороде

Компания приступила к эксплуатации логистического комплекса, площадь которого после запуска всех очередей составит около 150 тыс. кв. м.
24.01
Источник: NF Group
Игроки рынка

NF Group отчиталась по складским сделкам за год

При участии консультантов департамента складской и индустриальной недвижимости были заключены сделки совокупной площадью 2,65 млн кв. м.

 
27.01
Источник: SOK
Экспертный анализ

Закадровый голос: почему при рекордно низком уровне безработицы найти хорошую работу сложно, как никогда

О том, что положение с кадрами в России близко к катастрофическому, по итогам 2024-го заявили представители всех отраслей, в том числе, рынка коммерческой недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. В стране сохраняется парадоксальная ситуация: с одной стороны, работать некому везде и зачастую – за любые деньги, с другой – во многих HR-отделах по-прежнему царствуют эйджизм, сексизм, культ «дёшево, удобно и послушно» и «идеального кандидата», и мотивирующие лозунги про успешный успех при заниженных зарплатах. В серии материалов CRE обсуждает одну из главных проблем последних трёх лет.

Начало. О ситуации с кадрами в строительстве, управлении недвижимостью, логистике, ритейле, e-commerce, индустрии гостеприимства и т. д. можно будет прочитать в наших следующих материалах.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
24.01
Источник: Пресс-служба Asterus
Назначения

Ключевое назначение в Asterus

Asterus заявил об изменениях в руководящем составе компании.
 
23.01
Источник: CRE
Экспертный анализ

Стенка на стенку: как «районники» конкурируют со стрит-ритейлом и инфраструктурой в старых и новых кварталах

Очевидно, что районные и малые торговые центры давно уже конкурируют не только и не столько друг с другом, сколько со стрит-ритейлом и коммерческой инфраструктурой в старых и новых кварталах, ЖК и домах. Помимо курса на «пятнадцатиминутый город» и желания значительной части резидентов как можно реже выезжать за пределы своего района, среди причин называется запрос на высококачественный «соседский» клиентский опыт и сервис «от человека к человеку».

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
22.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre