Каков на самом деле уровень поглощения на рынке офисов Москвы. Часть 2

В прошлой статье, посвященной размеру спроса, мы обозначили, что совокупный уровень поглощения на офисные площади в аренду, по нашим оценкам, может достигать 4,5 - 5 млн кв. м в год. Мы не отметили в той статье, насколько этот спрос превышает или, наоборот, меньше уровня новых и высвобождающихся офисных площадей, взятых вместе.

6215

Понятно, что от знака и величины разницы между этими двумя показателями зависит то, происходит ли рост или падение цен и масштаб этих процессов.

Хотелось понять причины падения цены - чем именно оно было вызвано.

Исходя из самых общих соображений, если мы определили падение цены в 25% в рублях от уровней 2013 г., можно сказать, что или спрос упал как минимум на эту величину, или совокупное предложение выросло на столько же при неизменном спросе. Если эти процессы происходили одновременно, соответствующий уровень падения цены отражает как рост предложения, так и снижения спроса, раскладывая доли пропорционально.

Ввод новых площадей был на уровне примерно 500-700 000 кв. м в год класса А и Б+, а включая класс Б и С, очень грубо округляя, в 1 млн кв. м.

Если принять за уровень всего рынка  28 000 000 кв. м (что соответствует, напомним, 400 000 фирмам и средней площади в 70 кв. м), мы получим вклад новых площадей в снижение цен за прошедшие 3 года в размере в 10-12%. Соответственно, помня про общую величину в 25%, на столько же примерно упал спрос - до 13-15%, что неплохо коррелирует с цифрой приблизительно 5%  в год падения ВРП Москвы с 2014 по 2016 гг., если  учитывать помимо абсолютных цифр еще и инфляцию.

Итак, вернемся к структуре спроса.

По многолетним данным зависимость - количество заявок  от запрашиваемой площади - приведена ниже.

Распределение количества заявок от площади

 

Здесь мы видим явный пик в небольших площадях, что объяснимо тем, что, по крайней мере, до последнего времени малый бизнес, к сожалению, часто плохо видный официальной статистике по причине «серых» схем бухучета, составлял довольно значительный вклад и явно лидировал как по абсолютному количеству заявок, так и по совокупной площади.

Будем предполагать, что ситуация изменилась не очень сильно в плане искажения этой кривой.

Распределение спроса по округам и близости к центру города

 

Примечание: все вклады нормированы, кроме «До 3-го кольца»

Распределение спроса по стоимости


Распределение спроса по «удаленности от метро»


Пользуясь этими графиками и зная совокупный спрос, который оценили в 500 заявок в день, мы можем спрогнозировать максимальный уровень спроса на конкретное помещение, без учета факторов конкуренции, и в т.ч. эффективности продвижения и качества службы продаж данного собственника.

Для того, чтобы получить более точные и понятные цифры, которые окажутся к тому же и существенно менее оптимистичными, нужно принять во внимание, какова конкурентная среда и каково продвижение конкурентных площадей на рынке.

Как в принципе можно добиться более точных результатов для прогнозирования сдачи своего помещения?

Уточняя модель, надо оценить так называемую информационную эффективность собственника, которую можно определить как совокупный фактор широты охвата аудитории и эффективность службы продаж. Оба коэффициента  могут быть грубо оценены как «охваченные конкретным собственником» / «число всех потенциальных арендаторов» и «число снявших / число охваченных».

Перемножение этих коэффициентов дает уже уточненное число реальных клиентов.

И, конечно, для более точной оценки, уже не некоего абстрактного спроса, а более конкретной характеристики, такой, как прогноз срока экспозиции, нужно брать во внимание и тонкое определение всего вышеперечисленного по дополнительным характеристикам, таким, к примеру, как особенности планировки и отделки помещения.

comrent.ru

  



Материалы по теме

Экспертный анализ

Каков на самом деле уровень поглощения на рынке офисов Москвы. Часть 1

Оценки экспертов рынка, к которым необходимо отнести как компании, специализирующиеся на аналитике, такие как RRG, так и брокерские и консалтинговые, к примеру JLL, Colliers International, CBRE, Cushman&Wakefield, Knight Frank, более или менее регулярно выпускающих обзоры, включающие уровень спроса, разнятся порой в разы.
20.03

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (24-30 марта)

Об упаковке квартир в ЗПИФы, новом ТЦ в Восточном Бирюлеве, офисах Аэрофлота и Лукойла, гибких проектах Aspace и AFI, крупной складской сделке в Татарстане, масштабном проекте в Анапе и новых офисах от А101, а также о том, что обсуждалось на Office & Development Brunch 2025 - в нашей традиционной подборке.
30.03
Источник: CRE
События

Office & Development Brunch 2025: "Конечникам" везде у нас дорога, инвесторам всегда у нас доход!

20 марта в Москве состоялась ежегодная встреча, посвященная офисному рынку. Ведущие девелоперы, консультанты и эксперты затронули общие тренды рынка, дали аналитику и порассуждали о портрете покупателя. Мы, журналисты, всегда любим говорить о новой реальности или нормальности, но дискуссия показала, что рынок действительно поменялся, и даже глубже, чем мы себе представляли. И в то же время есть маркеры, которые говорят о движении в обратную сторону - сторону аренды этажами и блоками (то, как всегда представляли профессиональный рынок). Причем это даже без учета возможного возвращения международных компаний. Просто в мелкую нарезку с высокими доходами уже поиграли, а клиенту теперь снова нужно, как было, только современнее, сервиснее и зеленее. Девелопмент, фокус на который казался определяющим (КРТ, МПТ и прочее), на самом деле тоже зависим от человека и от "Рынка" (именно так, с большой буквы и в несколько мистическом понимании), поэтому тезис "всё не будет как прежде уже никогда" конечно же имеет место быть, но ни отдельные проекты, ни компании, ни десятки девелоперов жилья для этого рынка уже не становятся определяющими.  
 
Полное видео ТУТ. Фотоотчет ЗДЕСЬ.
26.03
Источник: Union Brokers
Сделка

Union Brokers сдала склад в Татарстане

«Биек Тау» - складской парк в Татарстане – принял нового арендатора.
 
27.03
Источник: CRE
Аукцион

БЦ Pulkovo Sky готовы отдать за 4 млрд рублей

Торги по продаже бизнес-центра класса А площадью 50 тыс. кв. м пройдут 28 мая в форме голландского аукциона (на понижение). Начальная цена - 5,56 млрд, минимальная - 4,06 млрд рублей.
28.03
Источник: cre.ru
Проект

Южный порт прирастет офисами

Более 350 тыс. кв. м офисной недвижимости будет построено в Южном порту.
 
27.03
Источник: «А101»
Проект

«А101» начала продавать офисы в третьей очереди «Прокшино»

На рынок выведена следующая очередь бизнес-квартала «Прокшино». 
 
26.03
Источник: CRE
Проект

Hutton получил площадку под Light Industrial

Девелопер планирует построить промышленный технопарк на участке площадью 0,86га в Новокосине.
27.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre