Каков на самом деле уровень поглощения на рынке офисов Москвы. Часть 1

Оценки экспертов рынка, к которым необходимо отнести как компании, специализирующиеся на аналитике, такие как RRG, так и брокерские и консалтинговые, к примеру JLL, Colliers International, CBRE, Cushman&Wakefield, Knight Frank, более или менее регулярно выпускающих обзоры, включающие уровень спроса, разнятся порой в разы.

Так, согласно краткому отчету Knight Frank, «...объем чистого поглощения качественных офисных площадей в 2016 г. превысит показатель предыдущего года на 15-20% и составит около 420 тыс. кв. м».

Colliers Internationalделает следующие заявления: «В целом с начала 2016 г. по итогам двух кварталов было реализовано также меньше площадей, чем за I полугодие 2015 г., – порядка 405 тыс. кв. м против 533 тыс. кв. м». По итогам 3 квартала: «После активного предыдущего квартала спрос на офисы в III квартале 2016 г. оказался более умеренным. Объем арендуемых и купленных офисных площадей снизился за квартал примерно на 11% по сравнению с апрелем-июнем и составил 201 тыс. кв. м. Аналогичное понижение наблюдается и в годовой динамике (в III квартале 2015 г. – 227,6 тыс. кв. м)». В итоге мы можем сделать вывод,что совокупный спрос должен оцениваться не менее чем, в 800 000 кв. м., но объем его будет меньше, чем в 2015 г.

Для ясности необходимо отметить, что обе компании учитывают только сделки в классе А и В.

CBRE дает оценку в 568 и 489 тыс. кв. м спроса на класс А и В соответственно.

JLL оценивает 3 квартал 2016 г. в 857 тыс. кв. м., и по его данным уровень спроса не изменяется по сравнению с 2015 годом.

Заключительный отчет от Cushman&Wakefield солидаризируется с Knight Frank и дает 474 тыс. кв. м.  Кому же верить? Или, может быть, они просто считают разные спросы, включая или не включая объекты разного класса?

Резюмируя, 3 из 5-х участников близки в оценке совокупного спроса в размере ~ 1млн. кв. м в год, два оставшиеся дают  420-480 тыс. кв. м.

На наш взгляд, оценки всех вышеприведенных уважаемых компаний учитывают только т.н. толстый хвост в распределении спроса по площадям. Иными словами, аналитики учитывают спрос от 500 кв. м и более, тогда как до 80% совокупного числа заявок на аренду офиса - это как раз на площади менее 500 кв. м.

Попробуем сразу зайти с нескольких позиций и сравнить получающиеся результаты.

1. Оценка как доли одного из некрупных агентств с учетом данных по распределению спроса от площади.

По этим данным доля агентства на рынке не превышает 5%, при этом в агентство поступает 500 заявок от клиентов в месяц, со средней площадью 70 кв. м.

Что интересно, показатель в 70 кв. м очень устойчив во времени, по крайней мере, до 2015 г., и свидетельствует, что средний размер компании в Москве, с учетом рождения компаний с одного человека, средним временем жизни и скорости их роста оставался постоянным, и средняя компания в столице - это команда из 7-10 человек. Такой размер объясняется даже с точки зрения возможности организации процесса производства (в широком смысле, не только товаров, но и услуг) одним человеком через постоянный собственный контроль, т.е. средний размер компании - это размер отделения в составе взвода в армии - эмпирически установленный размер человеческого коллектива, которым один индивидуум может эффективно непосредственно руководить и контролировать.

Итак, тогда получается, что совокупный спрос мы можем оценить в не менее 5000 заявок в месяц, а совокупную площадь спроса в 350 000 кв. м, что по году нам дает спрос не менее чем в  4 200 000 кв. м.

2. По второй методике мы попытаемся оценить количество реально работающих компаний в Москве, экспертно оценить, как часто компании меняют офис, и так получить спрос.

Яндекс Карты до 2007 г. публиковал данные о количестве компаний, по его сведениям, числившимся в зданиях, представленных у него, и в 2007 г. общее число компаний в Москве было около  350 000.  С учетом роста экономики можно предположить (3%  на протяжении 6 лет), что сейчас это около 400 000.

Мосгорстат дает 1 250 000 зарегистрированных компаний, но при этом по результатам опроса специалистов, занимающихся регистрацией компаний и предоставлением услуг по бухгалтерскому обслуживанию, до 60 % компаний реальной деятельности не ведут по различным причинам. Итого - 500 000.

По мнению экспертов, компании в среднем меняют свой офис примерно раз в 3-5 лет. Тогда каждый год не менее чем 100 000 компаний ищут себе новое место, что дает в месяц 8 000 новых заявок на аренду и совокупный спрос в  5 600 000 кв. м в год.

И таким образом, по нашим оценкам, общий уровень спроса может составлять от 4 до 5 млн кв. м., что в разы ( от 4-5 до 10) больше того, что видят компании, чьи отчеты мы приводили выше.

Кроме того, на основании этих оценок можно оценить совокупный уровень предложения, поступающего на рынок. Т.к. цены все еще корректируются вниз, мы вправе оценить общее предложение не мене чем на 15-20% больше спроса и озвучить цифру в 6-7 млн кв. м в год.

comrent.ru



иГРОКИ РЫНКА

IT и телеком

Яндекс

Материалы по теме

Экспертный анализ

Итоги года глазами консультантов – от первого лица. Часть 2

Сегодня итогами и прогнозами делятся Катя Гресс, IDEM, Анна Лебсак-Клейманс, Fashion Consulting Group, Елена Лысенкова, Hospitality Income Consulting, и Марат Манасян, M1 Solutions. 

20.01
Экспертный анализ

Итоги года глазами консультантов – от первого лица. Часть 1

Сегодня итогами и прогнозами делятся Алексей Богданов, S.A. Ricci, Илья Шуравин, Rusland SP, Мария Котова, Blackwood, Сергей Миронов, «Ресконсалт», и Сергей Гипш, Knight Frank.

19.01

журнал CRE 13-14 (349-350)

1.07-31.08.2019
Гипер-: реанимация vs эвтаназия «Ашан» может сократить присутствие в формате гипермаркета в России, другие игроки не исключают, что ритейлер может вообще уйти из страны. Эксперты убеждены, что дело – в кардинальном изменении за посткризисные пять лет покупательского поведения и катастрофическом спаде популярности формата гипермаркета вообще. Потеря доверия Во время экономического форума в Петербурге в кулуарах обсуждались все болезни новой России последних двадцат...

Популярное

Открытие

Starbucks открыл 100 кофейню в Москве

На территории БЦ «Немецкий центр» начала работу юбилейная кофейня Starbucks в Москве.
18.07
Открытие

«Сырная долина» приняла первых резидентов

В сырном кластере в Дмитровском городском округе Московской области началось строительство первых четырех заводов.
17.07
Игроки рынка

БЦ «Невская Ратуша» заполнен на 100%

Компания «Галс-Девелопмент» реализовала 100% офисных площадей БЦ «Невская Ратуша».
17.07
Проект

SOK откроет коворкинги в Израиле и США

Игорь Рыбаков, владелец одного из крупнейших операторов гибких офисов SOK, запускает проект за пределами России. Первый коворкинг откроется в Израиле уже в конце этого года, затем может появиться еще пять проектов.
18.07
Переговоры

Почта-банк ищет штаб-квартиру

Почта-банк рассматривает варианты аренды офиса в БЦ «Кругозор» и коворкинге «Ключ».
19.07
Открытие

В «ЦДМ на Лубянке» открылась Гастрогалерея

В «Центральном Детском Магазине на Лубянке» появилось новое гастрономическое пространство, где представлены 13 кухонь мира.
19.07
Сделка

В «Интертерминал» пришел новый арендатор

Производитель и дистрибьютор бытовой техники арендовал склад в Московском районе Санкт-Петербурга.
18.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre