Итоги года глазами консультантов – от первого лица. Часть 2

Сегодня итогами и прогнозами делятся Катя Гресс, IDEM, Анна Лебсак-Клейманс, Fashion Consulting Group, Елена Лысенкова, Hospitality Income Consulting, и Марат Манасян, M1 Solutions. 

7250

Катя Гресс, генеральный директор компании IDEM:

«Кризис и оптимизация в управлении недвижимостью - именно это заставляло девелоперов и управляющие компании обращаться за советами к консультантам. Наша компания работает на региональных рынках, и прошедший год был очень насыщенным: было много было заказов по аудиту работы ТЦ, разрабатывали и концепции для новых проектов, но чаще всего мы выполняли работы по реконцепции действующих ТЦ. Среди них знаковый проект – ЦУМ в Новосибирске, объект работает с 1967 г. Интересной можно назвать работу по реконцепции Тверского Олимпа, где мы трудились в тандеме с иностранными архитекторами и специалистами.

Разработали мы и ряд нестандартных проектов по внедрению фреш-маркетов в состав ТЦ - в Тамбове и в Новосибирске. Осенью в Кирове был запущен в эксплуатацию ТЦ "Экоярмарка", где якорным арнедатором выступает современный рынок площадью 4 200 кв. м. Трендом года можно назвать пристальный интерес и внедрение нестандартных форматов в торговых центрах. За год мы провели две межрегиональные конференции по этой теме и организовали несколько практических экскурсий - изучали работу Кидбурга, квестов, антикафе, батутных парков, театров в ТЦ, различных студий и выставочных пространств, фрешмаркетов и аквапарков. Сегодня это реальная альтернатива ритейлу - поставщики и пролагаторы трафика, форматы, позволяющие торговым центрам находить уникальные точки отстройки, дистанцироваться друг от друга.

Редевлопмент и реконцепция - еще одна тенденция рынка недвижимости мегаполисов. Свободных и удачных площадок не осталось, начнется эпоха реконцепций, трансформации, сноса, изменения функционала. Уровень развития индустрии сейчас высок, как с точки зрения профессионализма и практики, так и с точки зрения конкуренции, а это отличная новость для хороших маркетологов и консультантов».

Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group:

«В сфере индустрии моды в последние два года произошли существенные изменения. Во-первых, появилось большое количество региональных проектов. Региональные компании пришли к осознанию, что в случае, когда необходимо экономить время и бюджет, лучше пригласить консультантов, которые предложат готовые и проверенные решения, вместо того чтобы искать собственный уникальный путь, "набивать шишки" и "изобретать велосипед".

Основное влияние на рынок – это, безусловно, падение рубля. С точки зрения индустрии моды, у этой ситуации две стороны. Негативная – обеднение населения. Позитивная – подъем национального самосознания и повышение авторитета и популярности российской продукции. Эта ситуация дает шанс укрепиться на рынке российским производителям, которые могут предложить качественный продукт по невысоким ценам. Им больше не нужно "мимикрировать" под международные бренды. Напротив, в массовом недорогом сегменте "Сделано в России" шаг за шагом становится конкурентным преимуществом для одежды и обуви невысоких цен.  Безусловно, спрос на "Сделано в России" – это отличный шанс для национальных брендов, но при этом профессионализм и компетентность как главные условия успеха в бизнесе никто не отменял».

Елена Лысенкова, генеральный директор Hospitality Income Consulting:

«Стоит отметить, что было отменено одно из ключевых мероприятий - Russian Investment Forum, проходивший ранее ежегодно. Все сегменты гостиничного инвестирования активны в этом году, частные собственники, потенциальные владельцы активно рассматривают гостиничные активы для вложения денежных средств, для создания новых отелей, модернизации или приобретения существующих бизнесов, от мини форматов до крупных объектов.

На развитие рынка влияли внешние санкционные ограничения, дороговизна поездок и, как следствие, рост внутреннего спроса, развитие внутренних туристических центров стимулируют инвесторов рассматривать проекты строительства таких объектов. В дополнение стоит отметить интерес к услугам российских консалтинговых компаний со стороны регионов СНГ и ближнего зарубежья как экспертизы с профильным опытом, которая требуется собственникам в этих странах.

Текущие турбулентные времена способствуют бурным изменениям, которые требуется проводить и консалтинговым компаниям. Давление рыночных факторов стимулирует привлекать и развивать долгосрочные взаимоотношения с новыми клиентами, искать и удерживать лучших сотрудников, применять инновационные подходы в решении задач, внедрять лучшие решения для последовательного управления проектами, работать в нетривиальных условиях каждый день. На рынке высокое значение приобретают поиск эффективной системы управления, разработка эффективного сочетания компонентов системы управления будущим гостиничным комплексом: бренд, франчайзинг или свой, российский или международный, команда своя или привлеченная, единое управление или различные партнеры. На рынок активно выходят мультифункциональные девелоперские комплексы: создание проектов на стыке функций, в том числе на стыке экспертиз разных консалтинговых экспертов (жилье и отель, торговый и офисный, апарт сегмент и медицина). Кроме того, отмечу удлиненную стадию предевелопмента: реализацию развернутой и более детальной работы на стадии пре-девелопмента, повторный пересмотр проектов различными специалистами и экспертами для создания успешного комплекса и принятия взвешенного и обоснованного решения заказчиком».

Марат Манасян, генеральный директор компании M1 Solutions:

«Экономика в стране немного стабилизировалась, слегка замедлилась инфляция. Однако при замедлении роста инфляции нужно учитывать и тот факт, что на сегодняшний день в недвижимости, как и во многих других отраслях рынка, достигнута пиковая цена. Количество денег в обращении снизилось, это явилось одним из серьезных сдерживающим экономику фактором. Если детально рассматривать рынок консалтинга коммерческой недвижимости, есть несколько факторов, которые сегодня определяют его развитие.

Прежде всего это сильное снижение количества объектов нового девелопмента, соответственно, консалтинговых проектов в этой области стало меньше. В то же время выросло количество продаж услуг реконцепции во всех сегментах. К сожалению, реконцепции все еще уделяют меньше внимания, чем следовало бы. Некоторые собственники не пришли к пониманию необходимости этой процедуры, некоторые опасаются перемен, неизвестности. Арендаторов в настоящее время ищут активно, поэтому на транзакционном рынке активность присутствует. Да, по сравнению с докризисным периодом обороты транзакционного рынка сильно упали, однако в сравнении с 2015 г. выросли, но незначительно - не более 18%. Управление недвижимостью пользуется спросом так же, как и в 2015 г., рынок не демонстрирует положительную динамику в этом направлении. Несмотря на то, что профессиональное управление может разрешить проблемы некоторых объектов, в сегодняшних условиях внешних управляющих рассматривают как одну из не самых обязательных затрат, поэтому не активно прибегают к этой услуге. Количество просроченных кредитов выросло. Количество объектов в состоянии дефолта по России составляет сегодня приблизительно 15-17%.

Развитие технологий сильно продвинулось вперед, в связи с этим девальвировалась транзакционная часть. К примеру, та информация, за которую раньше консультантам платили, сегодня стала для всех доступна.  Интересно, что в коммерческой недвижимости начинает применяться agile-маркетинг. Маркетинговая стратегия и концепция разрабатывается на ходу, с опорой на аналитику, с учетом потребностей клиентов. В целом позитивная черта – в этом кризисе, в отличие от кризиса 2008 г., в недвижимости гораздо реже сокращают затраты на маркетинг».  
    



иГРОКИ РЫНКА

РГУД

Гресс Екатерина

Консалтинг и брокеридж

IDEM

M1 Solutions

Манасян Марат

Консалтинг и брокеридж

Hospitality Income Consulting

Hospitality Income Consulting

Лысенкова Елена

Управление и эксплуатация недвижимости

M1 Solutions

Материалы по теме

Экспертный анализ

Итоги года глазами консультантов – от первого лица. Часть 1

Сегодня итогами и прогнозами делятся Алексей Богданов, S.A. Ricci, Илья Шуравин, Rusland SP, Мария Котова, Blackwood, Сергей Миронов, «Ресконсалт», и Сергей Гипш, Knight Frank.

19.01

журнал CRE 5(450)

Вышел в свет июньский номер журнала Commercial Real Estate № 450 Читайте в номере:  «Лёгкие штрихи»: в апреле правительство Москвы исключило классические склады из списка объектов, строительство которых давало право получать льготы на перевод участков под жильё. Кроме того, чиновники повысили коэффициент для объектов промышленного назначения. Теперь девелоперам будет намного интереснее строить промышленные технопарки, заводы, фабрики,  light industrial. «Лайтами» на этом фоне могут с...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (30 июня - 6 июля)

CORE.XP отправляется на курорт, «Магнит» наращивает логистику и производство, IBC Real Estate развивает офисное направление, а «Золотое яблоко» и «Дом.РФ» ищут новые офисы. Эти и другие новости, а также свежие материалы из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
06.07
Источник: УК Lynks Property Management
Открытие

Demix расширяется в Казани

В ТРЦ «Южный» открылся новый магазин Demix площадью 360 кв. м — это вторая торговая точка бренда в Казани, ориентированная на спорт и активный образ жизни.
01.07
Источник: KravtGroup
Игроки рынка

KravtGroup проводит ребрендинг при участии Студии Артемия Лебедева

Отельер и девелопер получит название Kravt Hotels & Homes. Кроме того, компания запускает новый флагманский бренд Muse. Полностью завершить ребрендинг сети планируется до конца 2025 года.
07.07
Источник: AZIMUT Hotels
Экспертный анализ

Тяжёлый люкс: как будет сегментироваться рынок коллективных и непрофильных инвестиций

Коллективные и непрофильные инвесторы всё реже выбирают стратегию «догнать и перегнать инфляцию». Теперь им нужны  лоты и паи не просто в «районах с местами приложения труда», но в «статусных» деловых локациях, «премиальный лайт индастриал», «звёздные» юниты в отелях, «элитные» квартиры для арендного бизнеса и т. д. Самые быстрые и дальновидные собственники и девелоперы уже заняты авральной «переупаковкой», изменением позиционирования и маркетинговых кампаний для проектов, анонсированных или вышедших не в «высоких» сегментах. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
01.07
Источник: CRE
Проект

CORE.XP подключилась к проекту экокурорта в Переславле-Залесском

По условиям заключенного с Ortiga Development договора, CORE.XP реализует комплексный пакет по проведению исследования и создании маркетинговой концепции проекта. 
02.07
Источник: CRE
Игроки рынка

«Магнит» запустил контрактное производство

«Магнит» запустил направление контрактного производства на собственных производственных мощностях, суммарной площадью более 100 тыс. кв. м. В рамках проекта компания уже сотрудничает с несколькими брендами, предлагая полный цикл выпуска и продвижения продукции.
02.07
Источник: CRE
Переговоры

«Золотое яблоко» ищет штаб-квартиру в Москве

Ритейлер планирует арендовать офис на 10-12 тыс. кв. м. Годовая аренда такого объема может стоить порядка 720 млн рублей.
02.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre