· С течением времени количество торговых центров столицы, нуждающихся в редевелопменте, будет увеличиваться – к 2020 г. их объем вырастет до 40%.
· Сегодня на рынке торговой недвижимости столицы выделяется около 5,3 млн профессиональных торговых центров и чуть более 0,7 млн кв. м полупрофессиональных ТЦ. Все полупрофессиональные ТЦ требуют обновления.
· От 5% до 20% торговых площадей, ежегодно выходящих на рынок, устаревает уже на момент ввода в эксплуатацию.
· Объем московских торговых площадей, построенных до 2008 г., примерно равен объему торговых центров, построенных до 2008 г. в ТОП-10 городов с самыми «пожилыми» рынками – 2,1 млн кв. м.
· В ТОП-10 самых «пожилых» торговых рынков России (ТЦ, построенные до 2008 г.), помимо Москвы, входят такие города, как: Санкт-Петербург (1,36 млн кв. м), Казань (290 тыс. кв. м), Самара (290 тыс. кв. м), Ростов-на-Дону (280 тыс. кв. м), Краснодар (225 тыс. кв. м), Екатеринбург (220 тыс. кв. м), Новосибирск (187 тыс. кв. м), Омск (182 тыс. кв. м), Нижний Новгород (157 тыс. кв. м), Тюмень (124 тыс. кв. м).
· Среди основных факторов, влияющих на цикл жизни торговых центров, - макроэкономические показатели: в период активного экономического роста появляется много современных ТРЦ, растет конкуренция, и менее профессиональные быстрее морально устаревают; покупательская способность: в период экономической стагнации обороты ритейлеров падают, и менее профессиональные ТЦ быстрее теряют арендаторов; цикл жизни рынка торговой недвижимости, рынка торговых операторов и самого объекта.
· Около 40% всего объема торговых площадей Санкт-Петербурга было введено в эксплуатацию в наиболее активный этап развития рынка северной столицы - с 2002 по 2006 гг. И сегодня более 60% площадей местного рынка торговой недвижимости требуют редевелопмента. В среднесрочной перспективе мероприятия по реконструкции, ребрендингу или реконцепции торговых объектов станут популярными способами оживить и улучшить формат устаревающих торговых объектов Санкт-Петербурга.
Александр Обуховский, директор департамента торговой недвижимости компании Knight Frank, прокомментировал: «Редевелопмент – тренд, который никого не минует, обновление торговых центров неизбежно. В настоящее время собственников ТЦ от активных действий удерживают недостаток опыта, объективные сложности с оценкой сроков возврата инвестиций в редевелопмент. Также собственники не могу объективно оценить последствия стратегии «ничего-не-менять», опять же в силу отсутствия исторических аналогов. В случае, когда у ТРЦ несколько владельцев, сложно выработать единую стратегию, договориться.
Полагаю, что в ближайшее время могут появиться фонды, которые будут покупать подобные активы именно с целью редевелопмента. Фактически может появиться новый бизнес на устаревших ТРЦ».