С 1 января этого года рестораторы вынуждены были существенно изменить свои системы учета и теперь будут отчитываться за каждую проданную бутылку алкоголя. Законодательство о системе ЕГАИС меняется стремительно, интерес к автоматизации и облачным кассам растет. Многие СМИ уже пишут о том, что на рынке оборудования – сканеры, принтеры, фискальные регистраторы – возник дефицит.
Крупные ритейлеры отреагировали быстрее. У них для этого есть необходимые ресурсы. Многие небольшие заведения просчитывают экономику – возможно, кто-то вообще откажется от торговли алкоголем, если это не профильный заработок заведения, но таких будет немного – не более 1%. Небольшие заведения изучают предложение и делают расчеты.
По сути, проект с ЕГАИС готовили еще с 2006 г., но тогда все началось с производителей и импортеров. Итог с ЕГАИС – это массовая автоматизация кафе, ресторанов, магазинов. Очень многие компании вели учет на коленке и считали программы автоматизации и учета дорогим и ненужным для их бизнеса удовольствием.
Для государства это, безусловно, дополнительный приток средств в бюджет – оборот нелегальной алкогольной продукции сегодня – более 35 млрд руб. в год, и это ущерб для бюджета. Полностью завершить ввод ЕГАИС планируется 1 июля 2017 г. — к этому времени в системе должны отображаться все данные об обороте алкоголя в стране. По подсчетам аналитиков, благодаря системе с 2017 г. государство будет получать дополнительно 30-40 млрд руб. акцизов.
Изменения коснулись и торговли алкоголем в ресторанах и барах. До 2017 г. практически все они работали с ЕГАИС по части подтверждения закупки, однако списание по-прежнему происходило вручную на основе журнала учета алкогольной продукции. Продавать закрытые бутылки в барах больше не получится. Теперь в заведении общепита с залом обслуживания можно будет торговать только вскрытыми бутылками. С января 2017 г. ресторанам и магазинам надо будет не только вести учет, но и проводить списания. Существенно облегчить учет продукции и сократить издержки для общепита поможет разделение алкогольных лицензий для торговли и ресторанов.
Но в отличие от магазинов, которым нужно с помощью сканера штрих-кодов фиксировать продажу каждой конкретной бутылки, в HoReCa достаточно зафиксировать факт раскупоривания бутылки и факт продажи, без считывания штрих-кода.
Мы в POSTER упростили процедуру — достаточно будет проводить инвентаризацию по бару и указывать количество закупоренных и раскупоренных бутылок. POSTER сам позаботится о том, чтобы сделать необходимые перемещения и списания.
Еще одна новость коснется баров, которые продают коктейли, смешивая различный алкоголь. Раньше законодательно этот факт хотели приравнять к созданию нового продукта, но теперь барам не нужно дополнительное разрешение на продажу коктейлей. Также от отдельной регистрации в ЕГАИС освободили мини-бары при гостиницах: продажи в них разрешили проводить через общую кассу отеля, которая в свою очередь должна быть подключена к ЕГАИС.
Из минусов системы ЕГАИС можно отметить несовершенство системы, которая пока что выдает ошибки и долго загружает данные. Но и с этими ошибками можно было бы смириться, если бы не основной минус – ограничение в выборе поставщиков алкоголя для ресторанов и баров, которые раньше могли купить алкоголь в рознице. Многим в период, например, новогодних праздников, когда ритейлеры делали большие скидки, это было существенно выгоднее даже, чем закупаться у оптовиков.
В целом для России переход на ЕГАИС будет означать и изменение культуры потребления спиртных напитков. Так, в европейских странах вне дома употребляется 40% всего алкоголя. В России эта цифра в разы меньше, но, возможно, с вводом лицензий эти показатели вырастут.
Внедрение ЕГАИС на рынок общепита создало, по сути, новый спрос. Спрос на более удобные и дешевые, чем стационарные – онлайн или, как их еще называют, облачные кассы. Крупные сети модернизировали оборудование или закупили новое. Небольшие сети (3-5 объектов), концептуальные рестораны, кафе, бары пока что изучают рынок и оттягивают момент внедрения. Многие хотят ознакомиться с предложением на рынке, выбрать лучшее, принять решение. По сути, данное решение должно быть принято до лета этого года. Сейчас в нашей компании мы наблюдаем именно рост интереса к автоматизации со стороны среднего и малого бизнеса HoReCa, конечно, растут и подключения.