Очень часто на плечи сотрудников АХО крупных компаний ложится ответственность за выбор отделочных материалов для нового офиса, модернизации существующих помещений, открытия сети дополнительных офисов и т.д.
Одним из постоянных и достаточно финансово-емких элементов внутренний отделки помещения является свет. Сегодня мы поговорим о том, чем же руководствоваться при выборе осветительного оборудования, и попробуем ответить на любимый вопрос заказчика: «Чем ваше оборудование лучше, чем у конкурентов»?
Прежде всего при выборе, сравнении или подборе осветительного оборудования необходимо сразу определиться с базовым принципом: сравнивать необходимо приборы идентичных параметров (размеры, мощность, тип, функционал и т.д.). Несмотря на кажущуюся логичность этого простого утверждения, зачастую заказчик рассматривает предложение на диаметрально разные приборы, а продавец, пользуясь неподготовленностью последнего, лишь усугубляет эту ситуацию. Приведем пример: «Ваш круглый белый светильник стоит 100 долларов, а наш – такой же круглый и такой же белый – всего 30».
Заказчик заключает сделку, получает оборудование, и в его офисе наступает темнота или наоборот - жуткий пересвет. Светильник может запросто иметь такой же форм-фактор и внешний вид, но самые главные его параметры (мощность и световой поток) могут в разы отличаться от конкурентов. При этом внешне светильник будет полностью соответствовать дизайн-проекту.
Второй очень важный параметр, на который необходимо обратить пристальное внимание, – это источник света. В рамках этой статьи не будем рассматривать «уходящие в прошлое» люминесцентные лампы и МГЛ, а поговорим о светодиодах.
Необходимо отметить, что существует два основных типа крепления диода к корпусу светильника (сейчас мы говорим про «классические» офисные форм-факторы: круг, прямоугольник («линейка»), квадрат.)
Первый – это гибкая светодиодная лента. Характеризуется она низкой ценой, доступностью и легкостью установки, но при этом недолговечна. Производители светильников, основанных на ленте, редко проводят лабораторные испытания подобных приборов, поэтому сделать на них светотехнический расчет невозможно.
Второй – это светодиодная плата. Она состоит из нескольких слоев материала, создается по более сложной технологии и в силу обеспечения лучшего теплоотвода продлевает срок службы диода и, как следствие, всего светильника. Это решение является более профессиональным и долговечным.
Отметим, что в ряде случаев применение ленты вполне оправданно: декоративное освещение мебели, зеркал, применение в малоиспользуемой зоне и т.д. Однако для офисного прибора, под светом которого будут работать люди, такое решение неприемлемо.
Третья «составляющая успеха» - это корпус. Так же как человека «встречают по одежке», светильник первично оценивают по качеству корпуса и окраски. Помимо эстетической составляющей, корпус также несет функцию теплоотвода светодиодов, фиксирует в себе рассеиватель и/или отражатель, несет «на борту» драйвер и элементы крепления к потолку/поверхности. Важными элементами корпуса светильника являются боковые заглушки (если говорить о линейных светильниках), швы между элементами корпуса и рассеивателя и узлы вывода кабеля. Если предполагается обслуживание светильника, необходимо сразу обратить внимание на доступность и заменимость драйвера.
Важный аспект: в корпусах светодиодных светильниках отсутствует лампа, поэтому очень часто можно услышать вопрос заказчика: «Как в нем поменять диоды?».
Светильник на диодах не предполагает обслуживание светового элемента. Максимум, чего он потребует во время службы, - это замены драйвера. Дело в том, что срок службы диодов намного выше «традиционных» источников света, поэтому какое-либо обслуживание светового элемента не предполагается в принципе. Не стоит обольщаться также и в том случае, если на светильник, источником света которого является светодиодная лента, дается гарантия 3 или 5 лет. Означает это лишь одно – в стоимость прибора заложено 3 или 4 замены этой самой ленты.
Напоследок хотелось бы поговорить об относительной престижности той или иной марки и целесообразности вложений средств в имя бренда. Светильник, так же как и любой элемент внутренней отделки, несет некое смысловое и функциональное значение. И если в случае со смысловой нагрузкой дизайн «от кутюр» имеет значение, то в случае с функцией на первое место выходят совсем другие параметры. Можно провести следующую параллель: в службах такси редко работают премиальные автомобили - в основном ставка делается на надежность, низкую стоимость и ремонтопригодность. В то же время в кортежах высших чиновников никогда не работают автомобили такси – так как им, напротив, не хватает скорости, комфорта и престижности.
Точно так же свет должен «работать» прежде всего по своему назначению, и не всегда есть необходимость вкладывать средства в избыточно дорогой бренд, особенно если речь идет о простых формах.
В век глобализации понятия «немецкий», «итальянский» или «швейцарский» светильник постепенно размываются, производство и литье алюминиевых корпусов переносится в Китай, производством диодов занимаются Япония, Корея и другие азиатские государства.
Вкладывая средства в дорогое освещение, необходимо, прежде всего, отталкиваться от его функции и значимости для заказчика. Бюджетное решение не всегда хуже премиального.