В 2016 г. городская администрация организует очередной международный конкурс на облик трех станций Большого Контурного Кольца. Blank Architects предложили свое видение всех трех и заняли первое место с дизайном для станции Ржевская, получив около 84000 голосов на открытом голосовании на сайте Активный Гражданин.
Идея
Мы начали работу, собирая воедино все факты о контексте будущей станции Ржевская. Примечательно, что данная станция станет ближайшей к кремлю из всех станций кольца. Анализ исторического контекста выявил один фактор, характерный для данной территории в течение нескольких периодов, а именно - значимость территории как въезда в город, начиная со времен Камер-Коллежского вала, на месте пересечения которого с дорогой, ведущий на Ярославль и Сергиев Посад, была установлена Крестьянская застава (ранее - Троицкая). Застава играла роль контрольного пункта и служила пропускной точкой при въезде в город. Позднее, в конце XIXвека, застава преобразовалась в Троицкую площадь, на которой в 1892 г. были возведены две водонапорные башни.
Вскоре они становятся достопримечательностью города и по-прежнему являются символом парадного входа, встречающим гостей на дороге Ярославль-Москва. Наконец, в 1901 г. открывает свои двери Виндавский вокзал (ныне Рижский). Вокзал – ворота в город, портал, через который совершаются перевозки людей и грузов. Значимость его велика и накладывает отпечаток на смежные территории, создавая первое впечатление о городе для вновь прибывших пассажиров.
В наши дни Проспект мира после пересечения с ТТК вливается в плотную жилую застройку с развитой инфраструктурой. По другую сторону от ТТК, на контрасте, Рижская площадь окружена торговлей, полотном железных дорог и сопутствующих построек, разительно отличаясь функционально и визуально. Находясь на стыке двух разных территорий, Рижская площадь является связующим буфером, местом, где город встречает периферию с ее хаотичной застройкой.
Таким образом, на протяжении рассмотренного времени Рижская площадь очевидно или скрытно играла роль «Въезда в город». Транслируя данное значение в дизайн, мы предлагаем посмотреть на станцию как на отправную точку, где город встречает окрестности, где пассажиры приветствуют и покидают столицу. Как символ «Въезда» мы использовали форму классической Арки, архитипичного элемента. Мы видим арку как форму, которая символизирует вход, усиливает его значение, начиная с Триумфальной арки и заканчивая великолепными порталами готических соборов. Мы видим Арку как основной элемент станции Ржевская, как основополагающую форму.
Вдохновившись фактом создания контурного кольца Московского метрополитена, на котором станция Ржевская будет располагаться, мы предлагаем ориентировать арки, перпендикулярно относительно возникшего направления, таким образом подчеркивая новые пути и открывшиеся возможности. Кроме того, используя один архитектурный объект, мы намеренно дублируем его на протяжении всей станции. Данный прием мы замечали и на других станциях метрополитена, где архитектурная выразительность достигалась путем ритмичного повторения одного элемента. Так появилась идея последовательного ряда порталов, протянувшегося от одного входа к другому.
Дизайн
Сложная криволинейная форма арки была продиктована, с одной стороны, желанием создать яркую архитектурную выразительность, с другой - необходимостью вписаться в существующую конструкцию типовой станции. Таким образом, стремясь вверх к краям, арка достигает высоты 4-х м, к центру прохода понижаясь до 2,5 м, что обусловлено техническими требованиями.
Вход на станцию осуществляется через наземный павильон, который представляет собой лаконичный стеклянный объем с габаритами, ограничивающими спуск в переход. Павильон функционален и защищает от дождя и ветра, его архитектура не «спорит» с окружением, оставляя визуальный контакт между вокзалом, сквером и павильоном станции Рижская. Вход в павильон выделен скульптурой Арки, которая повторяет основной посыл станции – приветствующий символ. Скульптура полностью повторяет Арку, используемую на платформе, и только здесь, на уровне земли, зритель способен полностью оценить ее сложную форму.
В подземном вестибюле пассажиропотоки на вход и выход разделены стеной со встроенными арками, при этом часть из них повернута под углом, согласно направлению движения. Направления также подчеркнуты линиями в полу, имитирующими железнодорожные пути – отсылка к вокзалу, близость к которому прослеживается и на путевых стенах тоннеля. Их мы предлагаем оформить в виде непрерывного принта, имитирующего размытый вид из окна мчащегося поезда - фантазия на тему бесконечного путешествия и движения вперед.
Так как станция находится под землей и отрезана от натурального света, нам показалось естественным создать светлое и спокойное пространство, которое не будет вызывать дискомфорт и чувство стресса у пассажиров. Поэтому в отделке преобладают светлые тона, а также активно используются световые приемы. Так, например, чем ближе к выходам в город, там светлее становится пространство - создается эффект того, что пассажир все время следует за светом. Кроме того, на обоих концах платформы расположены инсталляции, способствующие ориентации пассажиров. К примеру, при выходе в сторону Рижского вокзала нас будет встречать медиаэкран с изображениям, имитирующими информационное табло. С другой же стороны, пассажиры будут завлечены ярким желтым светом, ведущим в тоннель к Рижской станции желтой ветки. Мы назвали эти приемы интуитивной навигацией.
Мы пропагандируем ответственный подход к архитектуре, который, в том числе, выражается в соответствии месту и времени. Мы видим станцию Ржевская минималистичной, но монументальной, и надеемся, что наш дизайн отражает наше видение.
Магда Кмита // Партнер, Главный архитектор