В своей работе мы большую часть времени уделяем анализу — архитектура должна быть уместной, целесообразной, решать задачу заказчика, удовлетворять потребности пользователей будущего объекта. Лишь после глубокого исследования ситуации рождается взвешенное, обоснованное архитектурное решение. Рациональный архитектурный проект, как грамотный бизнес-план, обеспечивает эффективность объекта — будь то торговый центр, парк или городской квартал.
Пешеходная среда
Качество городской среды во многом определяется тем, насколько грамотно выстроены пешеходные связи. Рестораторы, владельцы объектов стрит-ритейла стремятся расположиться на активном пешеходном потоке: в прогулочных зонах, местах общественного притяжения. В царское время в Москве можно было свободно гулять от одной лавочки к другой: устройство города было более гуманным за счет большого количества пешеходных связей. Позднее магистрали изрезали зоны рекреации и торговли вдоль и поперек, автомобиль — агрессивное средство передвижения и мешает формированию благоприятной среды для стрит-ритейла. В городах типа Милана, Тель-Авива, Амстердама — много тротуаров, центр этих городов можно обойти пешком или объехать на велосипеде.
Наш город тоже развивается в этом направлении. В Москве теперь каждое лето работают станции велопроката, разбросанные по главным улицам, но, к сожалению, это город пока недостаточно дружелюбный для безопасных и комфортных прогулок. Пешеходные и велосипедные связи разрываются, в том числе из-за отсутствия наземных пешеходных переходов в нужных местах, людской поток отсекается от кварталов с хорошим коммерческим потенциалом.
Мы учли этот момент, когда наша команда ai-architects благоустраивала Боровицкую площадь, расположенную между Кремлевской стеной и Домом Пашкова. Здесь мы старались внести свою лепту в насыщение центра прогулочными зонами, связав в единый пешеходный маршрут Боровицкую площадь, Александровский сад, Моховую улицу. В небольшом квартале между Боровицкой площадью и Манежем есть потенциал для развития, оживить этот район могли бы изменение схемы движения и организация наземного пешеходного перехода от выхода из станции метро Боровицкая.
Эффективный парк
Парк — достаточно консервативное место, он самодостаточен и не требует инноваций. Раньше люди, наделенные определенным статусом, располагали своими садами, где наслаждались прогулками и созерцанием природы. Парки — это те же сады, только у них появилась дополнительная функция окупаемости: к парку пристраиваются торговые точки, сервисы и организации, предлагающие разного рода активности (йоги, секции, мастерские).
Когда мы работали над благоустройством общественных мест (ВДНХ, парк в Нижнекамске, «Сад Будущего»), мы много анализировали, прежде чем приступить к проектированию (анализ в нашей деятельности занимает львиную долю времени, больше самой работы), и пришли к идее о том, что в наших парках не нужно ничего изобретать и не надо там пытаться изобразить абстрактную красоту: не все ее поймут и примут. Куда важнее вложить средства в качественные парковые дорожки, предусмотреть сезонную функциональность локаций. Спроектированный нашей командой мост над катком на ВДНХ зимой служит удобным переходом через каток, весной и летом его разбирают, и зона становится прогулочной.
Совершенствуя парк в Нижнекамске, мы организовали точки притяжения людей: проложили пешеходные дорожки из деревянного настила, спроектировали амфитеатр на лужайке, сформировали велодорожки, построили торговую площадь с деревянными домиками — у жителей появилась огромная прогулочная территория.
В проекте парка «Сад Будущего» по внешнему контуру пространства мы разместили многофункциональную спортивную дорогу: в летнее время она используется велосипедистами, а в зимнее превращается в лыжную трассу.
Зона ответственности архитекторов в том, чтобы создать благоприятные условия в виде удобных пешеходных, велосипедных маршрутов, обустроенных локаций, далее многое зависит от команды дирекции парка, как они используют эти ресурсы. Спроектированное широкое поле может быть зимой катком, весной — полем для проведения Масленицы, летом — пространством для йогов, площадкой для организации маркета выходного дня и др. Есть такие парки, которые пристроены к станциям метро и ведут в жилой массив. Люди выходят из метро, идут домой через парк. Задача архитекторов — сделать пешеходную ось кратчайшей и удобной, чтобы там могли расположиться кофепоинты и другие торговые точки.
Архитектор способен запрограммировать проект на долгосрочный коммерческий успех, заложить в него комплекс условий для развития бизнеса: это и планирование пешеходных потоков, и выверенный масштаб построек, и уместная эстетика, и деликатное обращение с существующим контекстом.