Как правильно застраховать недвижимость?

Леонид Зубарев, старший партнер, глава группы страхования по региону ЦВЕ международной юридической фирмы CMS

6360

При страховании объектов коммерческой недвижимости, как и при страховании любого другого имущества, важно соблюдать несколько простых правил. Прежде всего необходимо предоставить страховщику полную информацию об объекте при заключении договора страхования - цели использования объекта недвижимости (торгово-развлекательный центр, склад, офисный центр и т.п.), время постройки, состояние стен и перекрытий, наличие и работоспособность систем пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, история убытков, страховая стоимость объекта, наличие обременений и т.д. Серьезные страховые компании предоставляют подробные анкеты-заявления на страхование, и нужно внимательно относиться к ответам на все вопросы. В дальнейшем при наступлении предусмотренных договором страхования событий это поможет избежать споров о квалификации событий и о размере страхового возмещения.

В договоре страхования или в правилах страхования, являющихся его неотъемлемой частью, должен содержаться перечень документов, которые страхователь должен предоставить страховщику при наступлении страхового случая. Этот список необходимо подробно изучить и потребовать исключения отдельных документов, если окажется, что из-за особенностей деятельности страхователя предоставление таких документов невозможно или потребует значительного времени.

Страхователю следует иметь в виду положения договора страхования об обязанности страхователя содержать объект страхования и размещенные в нем системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения в работоспособном состоянии, а также о том, что о любых изменениях, которые могут негативно сказаться на степени риска, страхователь обязан незамедлительно сообщать страховщику под страхом отказа от выплаты возмещения по договору.

В целях ускорения процесса расследования обстоятельств наступления страховых случаев нелишне будет согласовать кандидатуры специалистов по урегулированию убытков (лосс-аджастеров) прямо в договоре страхования. При этом я бы рекомендовал страхователю отнестись к этому шагу самым серьезным образом, изучить «послужной список» экспертов, собрать отзывы об их работе, в том числе от других страхователей, может быть, даже познакомиться лично.

Процесс заключения договоров страхования больших объектов коммерческой недвижимости обычно проходит параллельно с согласованием условий перестрахования таких договоров. Хотя в соответствии с Гражданским кодексом РФ страховщик несет всю полноту ответственности перед страхователем вне зависимости от степени, в которой риск передается в перестрахование, на практике скорость и простота процесса получения страхового возмещения сильно зависят от того, насколько условия договора факультативного перестрахования соответствуют условиям договора страхования. Кроме того, страхователи обычно хотят удостовериться, что их риски перестрахованы в надежных перестраховочных компаниях с высокими рейтингами. Ведение переговоров со страховыми и перестраховочными компаниями страхователи зачастую доверяют страховым брокерам. Это общепринятая практика, однако нужно помнить, что при заключении договора страхования страховой брокер обычно действует в интересах страхователя, тогда как при заключении договора перестрахования брокер может действовать в интересах противоположной стороны (страховщика или перестраховщика). 



Материалы по теме

Исследования рынка

Страхование офисной недвижимости: результаты инициативного исследования независимого маркетингового агентства Vector Market Research

Не секрет, что кризисный период в экономике особенно остро отразился на тех видах бизнеса, которые связаны с рынком коммерческой недвижимости. Многие арендаторы, оценив изменения, происходившие в доходности их бизнеса перед началом 2009 года, были склонны пересмотреть структуру затрат, в том числе и расходов, связанных с арендой офисных площадей.
08.02

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12
Источник: Panelao
Игроки рынка

Apleona меняет имя на Panelao

Ребрендинг связан с переходом под управление нового собственника "Делавар Инвестмент Компани". 
16.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre