Как законодательство регулирует переход к работе с реестром, какие требования предъявляются к будущим пользователям – эти и многие другие вопросы стали предметом обсуждения на III Всероссийском совещании организаций государственной экспертизы.
По словам Вадима Андропова, первого заместителя начальника Главгосэкспертизы России, в течение 2017 г. приняты 3 федеральных закона, 11 постановлений Правительства Российской Федерации и 23 приказа Минстроя России. Среди принятых в 2017 г. подзаконных актов Андропов отметил документы, направленные на закрепление института экономически эффективной проектной документации и установление порядка формирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ). «В целях урегулирования вопросов, связанных с особенностями подготовки заключения экспертизы после перехода к ведению ЕГРЗ, в том числе порядка присвоения номера заключения при включении сведений о нем в ЕГРЗ, формата заключения в электронном виде, а также установления единообразного подхода к составу и содержанию сведений, включаемых как в заключение экспертизы, так и в разделы ЕГРЗ, Минстроем России разработан проект приказа о внесении изменений в Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы, который в настоящее время проходит общественное обсуждение», - заявил Вадим Андропов.
По словам спикера, чтобы обеспечить ведение ЕГРЗ, необходимо перевести услуги по экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий в электронный вид. Причем порядок электронного документооборота должен быть одинаковым как для государственных, так и для негосударственных экспертиз.
Особое внимание участников Вадим Андропов привлек к рассматриваемому сейчас в первом чтении в Госдуме проекту федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории». Проект среди прочих новелл предлагает ввести переход к ведению классификатора объектов капитального строительства, оптимизацию требований к составу и содержанию разделов проектной документации с целью сокращения сроков и стоимости проектирования и проведения экспертизы, дополнить сведения, содержащиеся в ЕГРЗ, сведениями о заключениях, подготовленных в отношении модифицированной проектной документации.
Начальник экспертно-аналитического управления Главгосэкспертизы России Александр Плескачев предоставил информацию о порядке взаимодействия с оператором системы. Спикер отметил, что внедрение Единого государственного реестра заключений даст возможность Минстрою России и органам власти субъектов Российской Федерации контролировать качество экспертных организаций, создаст единое информационное пространство, исключив опасность дублирования данных, консолидирует информацию о проектах повторного применения, в том числе экономически эффективных. Ожидается, что ЕГРЗ станет источником данных о проектах и заключениях, по сути, «единым окном» для получения информации о проектах объектов капитального строительства. Кроме того, Александр Плескачев рассказал участникам III Всероссийского совещания организаций государственной экспертизы о механизмах работы с системой, отметив, в частности, что ее оператор не вправе вносить изменения в данные реестра без инициативы экспертной организации. «Оператор только проверяет факт наличия заключения и проводит проверку данных на соответствие их правилам оформления по установленным нормам, - подчеркнул спикер. – Внести изменение в раздел может только сама экспертная организация. При этом обратить ее внимание на ошибку в сведениях, размещенных в системе, имеет право любой пользователь».
Также Александр Плескачев уделил время и вопросу разграничения групп пользователей и определения уровня прав доступа к информации в системе: большинство пользователей, заметил докладчик, получат доступ к личному кабинету в системе при первой авторизации. Что касается градации возможностей доступа, то сторонние пользователи смогут просматривать общедоступные сведения и делать запрос выписок из реестра, а государственным заказчикам будет доступно и скачивание документов, относящихся к экономически эффективным проектам. Экспертные организации смогут создавать проекты разделов/частей разделов ЕГРЗ и обращаться к ранее созданным разделам. Минстрой России – помимо создания проектов разделов - будет просматривать все сведения ЕГРЗ и проектную документацию государственных заказчиков. Главгосэкспертиза России, как оператор реестра, будет проводить администрирование системы и предоставлять необходимые сведения из базы, при этом процесс взаимодействия экспертных организаций с Главгосэкспертизой России будет реализовываться при помощи формирования запросов и обращений на web-портале ГИС ЕГРЗ.
Продолжилось обсуждение перехода к работе с ЕГРЗ выступлением исполняющего обязанности начальника Управления информационных технологий Главгосэкспертизы России Александра Фетисова, который представил информацию о практических аспектах работы с информационной системой и функционально-технической архитектуре Единого реестра экспертных заключений. «У многих экспертных организаций сейчас есть собственные информационные системы для ведения документации. Поэтому на базе ЕГРЗ им будет предоставлен интерфейс, который позволит формировать проект реестра и все подготовительные материалы непосредственно в своей системе и оттуда передавать в ГИС», - разъяснил Александр Фетисов. Информация в реестре будет надежно защищена, отметил спикер.
Для размещения данных о заключениях экспертизы в ГИС ЕГРЗ, помимо записи в ЕСИА, экспертной организации потребуется усиленная квалифицированная электронная цифровая подпись для каждого сотрудника, имеющего право размещать информацию в реестр, а также установленная система криптозащиты информации (СКЗИ) на компьютере, с которого будет осуществляться внесение данных.