Пустующие участки девелоперы засадят картошкой

Как с пользой использовать повисшие на балансе земельные участки, отказывать арендаторам в скидках и делать антикризисные перепланировки в торговых центрах – DVI Холдинг поделились секретами выживания девелоперов во время финансового кризиса.
5031
Автор: Мария Тихомирова
Разговор начался с тезиса: для строительства качественной недвижимости настали не лучшее время. «Знаете, недавно во время деловой поездки в Пермь меня заверили, что сейчас надо строить рынки-барахолки, а не торговые центры», - рассказал Вячеслав Каминский, президент DVI Холдинг.
По мнению г-на Каминского, сейчас девелоперов спасают только длинные кредиты, взятые до начала финансового кризиса. Кредитная линия DVI Холдинг, по словам президента компании, рассчитана до 2014-2016гг. Брать кредиты по сегодняшним ставкам в 25% вряд ли кому под силу. В 2009 году этого не планируют делать и в DVI Холдинг.
«Банки сейчас неоправданно завышают ставки по кредитам, пытаясь за счет заемщика покрыть свои убытки, поднимая ставки по кредитам с 11-12% до 24% годовых», - подчеркивает г-н Каминский. Однако и оставлять практически завершенные, но «зависшие» проекты девелоперам невыгодно. Именно сейчас, по мнению г-на Каминского, как никогда нужен хоть какой-то денежный  поток, чтобы завершить все начатое. 
Впрочем, финансовыми трудностями дело не ограничивается. По мнению г-на Каминского, на сегодняшний день девелоперы в сдающихся объектах сталкиваются с серьезными проблемами  при заполнении площадей. «Торговые операторы «оглядываются» друг на друга, кто же первый начнет делать чистовую отделку магазина?», - говорит  Вячеслав Каминский. Как правило, первыми за ремонт принимаются продуктовые «якоря». Только тогда за отделку магазинов берутся остальные.
Также эксперты пожаловались, что им из-за выжидательной позиции ритейлеров им приходится постоянно переносить сроки открытия объектов. Это, например, происходит в очередной раз с ТРК «КомсоМОЛЛ» в Екатеринбурге и с ТРК «Слава» в Волгограде.
Чтобы остаться на плаву, девелоперы рекомендуют идти на гибкость в предоставлении помещений,  изменить нарезку, предоставив самые разные площади – от 50 кв.м. Девелоперские компании должны быть готовы проявить гибкость в вопросах арендных ставок и даже бесплатно провести ремонт для будущих арендаторов. Впрочем, как отметила Марина Малахатько, коммерческий директор DVI Холдинг, пересматривать условия ранее заключенных договоров спешить не надо: сначала будет проведен тщательный анализ, будут сверены чеки и проанализированы графики посещаемости каждого конкретного магазина. «Максимальный дисконт, на который мы пошли оператору после серьезной проверки – 10%, - говорит Марина Малахатько, - кроме того, сейчас мы стараемся заключать короткие договора аренды – максимум на 1-2 года».
Если, несмотря на все принятые меры, в проекте остаются свободные площади, в DVI Холдинг советуют пересмотреть поэтажный план проекта. Так, например, в проекте ТРК в Екатеринбурге, брокериджем которого сейчас занимаются девелоперы, детский развлекательный центр будет перенесен с 4-го этажа на 3-ий. На 4-ом этаже уже спроектированы офисы, которые будут сдаваться по невысоким ставкам аренды.
«Если не удастся найти арендаторов на оставшиеся площади, мы будем их использовать как выставочные площадки, приглашать экспонентов за небольшую плату, можно организовать выставки детского творчества или фотохудожников, которые не могут заплатить деньги за аренду», - отметил г-н Каминский. Для девелоперов это будут социальные проекты, однако такие акции помогут увеличить поток посетителей ТРК.
Как тренд Вячеслав Каминский отметил, что, поскольку население старается покупать наиболее дешевые товары, поэтому и при выборе операторов девелоперские компании делают акцент на марках, работающих в эконом-сегменте, дискаунтерах и магазинах-дисконтах известных брендов. 
DVI Холдинг  также предложили своеобразный подход к решению проблемы непрофильных активов, которые сейчас висят мертвым грузом у многих девелоперов. В DVI Холдинг таким грузом стали земли сельхоз назначения, купленные под строительство в Липецке и Краснодаре на самом ценовом пике. В ближайшее время не представляется возможным их  продать или начать на них строительство. Стоимость земли упала, а вот стоимость строительства из-за девальвации рубля, напротив, растет, поскольку дорожает оборудование и стройматериалы, заметно поползли цены на бетон и металлоконструкции. 
«Мы думаем, а не посадить ли на этих земельных участках картошку?», - пошутил г-н Каминский.


иГРОКИ РЫНКА

CORE.XP

Малахатько Марина

журнал CRE 5 (439)

Май
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE № 5 (439).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ Фоторепортаж с церемонии премии   Тема номера ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ? «Лихие 90-ые» нам не грозят   Мнение СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ СКЛАДСКОГО РЫНКА Генеральный директор «Raven Russia» Игорь Богородов делится своим видением ситуации   Офисы В ЗОНУ КОМФОРТА Будущее офисного рынка – за сервисом   Индустрия го...

Популярное

Источник: CRE
Игроки рынка

«Леруа Мерлен» - теперь «Лемана ПРО»

Под этим брендом компания продолжит работу в России.
18.06
Источник: WildTeam
Проект

В Подмосковье построят ЦОД на 15,8 тыс. кв. м

Центр обработки данных в Дубне возводится по проекту компании WildTeam для крупнейшего маркетплейса России.
13.06
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 июня)

ЦОД для ведущего маркетплейса, попытки продать ТРЦ Mari и Orlikov Plaza, новый формат для «Дикси», первые сделки в «РТС «Автозаводская», сделки в Дмитровском, «Вентуре» и Space 1 Меркурий, готовность БЦ «Фили Центр» - в нашей традиционной подборке за неделю.
16.06
Источник: CRE
Экспертный анализ

Нам года не беда: как живут торговые центры старше двадцати лет

По данным Nikoliers, из всего современного предложения торговых центров России сто восемнадцать объектов были открыты ранее 2004 года. Однако привлекательными и для арендаторов, и для покупателей из них остаются единицы. На большинство «возрастных» моллов намного существеннее, чем остальной рынок торговой недвижимости, повлияли пандемия коронавируса, уход иностранных игроков, растущее давление e-commerce, инфляция и изменение покупательского поведения. Ведущие российские эксперты вспоминают для CRE времена, когда для привлечения трафика не нужно было делать ничего, обсуждают, как в разные годы изменялись управление, позиционирование, пул арендаторов, место под солнцем на бизнес-картах, отношение к клиентскому опыту, и прогнозируют, кто сохранит место в топе гранд-объектов, а кто – продолжит работать по принципу «спасибо, что живой».

Текст: Максим Барабаш. Журнал CRE Retail
17.06
Источник: NF Group
Проект

В БЦ «Фили Центр» завершаются монолитные работы

Площадь офисного центра, расположенного на территории «Большого Сити», составляет более 25 тыс. кв. м. Завершение строительства БЦ запланировано на IV квартал 2024 года. Компания NF Group является эксклюзивным консультантом по продаже объекта.
13.06
Источник: ПИК
Проект

ПИК построит технопарк на «Савеловской»

Технопарк «Густав» площадью 56 тыс. кв. м включает офисные помещения и помещения формата light industrial, а также исторические объекты площадью 3 500 кв. м, где, в частности, откроется музей Густава Листа. Открытие технопарка запланировано на 2026 год.
14.06
Источник: CRE
Аукцион

22 тыс. кв. м в БЦ Orlikov Plaza выставлены на продажу

За большую часть площадей расположенного в центре Москвы бизнес-центра хотят получить не менее 630 млн рублей.
13.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre