В Петербурге действуют около 200 музейных объектов, включая небольшие частные галереи и выставочные площадки (26 из них – в городском подчинении). По словам председателя комитета по культуре Санкт-Петербурга Константина Сухенко, несмотря на то, что посещаемость городских музеев из года в год увеличивается (в среднем на 10%), их потенциал не раскрыт.
Основной спрос на музеи сегодня формируют иногородние и иностранные туристы, а также петербургские семьи с детьми. «Одним из инвестиционных резервов для музейной сферы является социально активная часть населения, особенно, молодежь. Однако современная молодежь не идет в морально и технологически устаревшие музеи, – констатирует Сухенко. – Для привлечения более молодой и прогрессивной аудитории в городские музеи необходимо их переоснащение, использование новых технологий, создание комфортных и многофункциональных музейных пространств».
Интерес бизнеса к музеям очевиден, утверждает Сухенко. Но активному вовлечению частных и корпоративных инвестиций в эту сферу есть два препятствия – законодательные ограничения и неочевидная коммерческая успешность музейных проектов.
«Даже если у вас есть великолепная коллекция кукол, варежек или ангелов – это не означает, что вы сможете создать полноценный музей. По закону, для этого нужно владеть предметами музейного фонда. Это осложняет или даже делает невозможным создание полноценных частных музеев», – поясняет Сухенко. При этом, по его словам, интерес со стороны частных инвесторов долгое время вызывали те самые «музеи варежек». Ситуация изменилась лишь в последние годы. К примеру, в городе открылся музей Фаберже, основу которого составляет уникальная частная коллекция. «Этот проект популярен у туристов и горожан, но его нельзя назвать коммерчески успешным», – добавляет он.
«Есть определенные бренды, с которыми как людям, так и корпорациям приятно себя ассоциировать. Например, это писатель Ф.М. Достоевский, новый музей которого мы хотим создать», – говорит основатель и партнер компании Venture Investments & Yield Management, председатель совета фонда поддержки и развития музея «Петербург Достоевского» Андрей Якунин. По факту, речь идет о строительстве нового здания на свободном участке и объединении его с действующим музеем Достоевского в Кузнечном переулке. Планируемый объем инвестиций – 650 млн руб.
«По объему туристического потока мы находимся на одном уровне с Таллином и раза в два отстоем от Праги. Если смотреть на наше все – на Эрмитаж, то количество посетителей примерно в 4 раза ниже, чем в Лувре. Туристический, а значит, и музейный потенциал Петербурга далеко не исчерпан. Если у нас получится создать пространство, которое будет интересно как горожанам, так и формировать дополнительный объект туристического спроса, от этого выиграют все», – убежден Якунин.
Идею расширенного музейно-развлекательного пространства, когда музей лишь часть туристического или досугового маршрута, разрабатывает и компания «СТАРТ Девелопмент» Захара Смушкина с концепцией реновации Конюшенного ведомства и прилегающих к нему кварталов «золотого треугольника» Петербурга. По словам руководителя архитектурного бюро Studio-Mishin Сергей Мишина, эта территория находится сегодня в удручающем состоянии. «Мы предлагаем создание музейного триптиха. В этом союзе Эрмитаж будет отвечать за западное искусство, Русский музей – за отечественное, а галереи Конюшенного ведомства будут отданы музею современного искусства, которого в городе пока нет. Объединены музеи будут новыми пешеходными маршрутами», – поясняет он. Говоря о современном искусстве, Мишин отмечает, что Петербургу сегодня не хватает крупного музея, подобного Amos Rex в Хельсинки (Финляндия, открылся в 2018 г.) или музею Гуггенхейма в Бильбао (Испания).
Помимо реставрации и воссоздания ранее снесенных исторических зданий Конюшенного ведомства, девелопер планирует освоить подземное пространство под одноименной площадью и включить в инвестпроцесс прилегающие к нему кварталы. «Наша идея заключается в переносе под землю парковки с Конюшенной площади и использовании освободившегося пространства так, как это принято в центре всех туристических городов мира – под рестораны, выставки, фестивали и др.», – перечисляет Мишин.
Именно такой подход к пространствам, когда не только музейный объект, но и вся прилегающая территория становится досуговым местом, считается в мире единственно верным для привлечения стабильного инвестиционного потока. Реализация проекта, по предварительной оценке, потребует не менее 8,6 млрд руб. Оптимальной схемой для реновации Конюшенного ведомства в «СТАРТ Девелопмент» считают государственно-частное партнерство, при котором Смольный возьмет на себя не только контролирующую функцию, но и частичное финансирование проекта (для справки, только в 2018 г. на поддержание Конюшенного ведомства в текущем состоянии город потратил 287 млн руб.).
Самый масштабный на сегодня музейный проект, предполагающий бюджетное финансирование, – музей обороны и блокады Ленинграда на Смольной набережной.
Создание нового музея блокады потребует больше изначально заявленных 2 млрд руб., посчитал директор петербургского Центра выставочных и музейных проектов Сергей Важенин. «На строительство и оборудование необходимо не менее 6 млрд. Мы создадим не только выставочное пространство с постоянной и временными экспозициями, но и научно-образовательный центр, театральную зону, которая составит конкуренцию лучшим мировым театрам. Мы будем применять самые последние и дорогие технологии», – утверждает он.
В дальнейших планах, так же как и в проекте Конюшенного ведомства, - развитие смежных территорий. «До 2021 г. Водоканал должен освободить участки вдоль Невы, расположенные рядом с будущим музеем блокады, – говорит Важенин. – Здесь планируется создать полноценный музейный квартал. Мы заинтересованы привлечь в проект в том числе частные инвестиции».
Основной спрос на музеи сегодня формируют иногородние и иностранные туристы, а также петербургские семьи с детьми. «Одним из инвестиционных резервов для музейной сферы является социально активная часть населения, особенно, молодежь. Однако современная молодежь не идет в морально и технологически устаревшие музеи, – констатирует Сухенко. – Для привлечения более молодой и прогрессивной аудитории в городские музеи необходимо их переоснащение, использование новых технологий, создание комфортных и многофункциональных музейных пространств».
Интерес бизнеса к музеям очевиден, утверждает Сухенко. Но активному вовлечению частных и корпоративных инвестиций в эту сферу есть два препятствия – законодательные ограничения и неочевидная коммерческая успешность музейных проектов.
«Даже если у вас есть великолепная коллекция кукол, варежек или ангелов – это не означает, что вы сможете создать полноценный музей. По закону, для этого нужно владеть предметами музейного фонда. Это осложняет или даже делает невозможным создание полноценных частных музеев», – поясняет Сухенко. При этом, по его словам, интерес со стороны частных инвесторов долгое время вызывали те самые «музеи варежек». Ситуация изменилась лишь в последние годы. К примеру, в городе открылся музей Фаберже, основу которого составляет уникальная частная коллекция. «Этот проект популярен у туристов и горожан, но его нельзя назвать коммерчески успешным», – добавляет он.
«Есть определенные бренды, с которыми как людям, так и корпорациям приятно себя ассоциировать. Например, это писатель Ф.М. Достоевский, новый музей которого мы хотим создать», – говорит основатель и партнер компании Venture Investments & Yield Management, председатель совета фонда поддержки и развития музея «Петербург Достоевского» Андрей Якунин. По факту, речь идет о строительстве нового здания на свободном участке и объединении его с действующим музеем Достоевского в Кузнечном переулке. Планируемый объем инвестиций – 650 млн руб.
«По объему туристического потока мы находимся на одном уровне с Таллином и раза в два отстоем от Праги. Если смотреть на наше все – на Эрмитаж, то количество посетителей примерно в 4 раза ниже, чем в Лувре. Туристический, а значит, и музейный потенциал Петербурга далеко не исчерпан. Если у нас получится создать пространство, которое будет интересно как горожанам, так и формировать дополнительный объект туристического спроса, от этого выиграют все», – убежден Якунин.
Идею расширенного музейно-развлекательного пространства, когда музей лишь часть туристического или досугового маршрута, разрабатывает и компания «СТАРТ Девелопмент» Захара Смушкина с концепцией реновации Конюшенного ведомства и прилегающих к нему кварталов «золотого треугольника» Петербурга. По словам руководителя архитектурного бюро Studio-Mishin Сергей Мишина, эта территория находится сегодня в удручающем состоянии. «Мы предлагаем создание музейного триптиха. В этом союзе Эрмитаж будет отвечать за западное искусство, Русский музей – за отечественное, а галереи Конюшенного ведомства будут отданы музею современного искусства, которого в городе пока нет. Объединены музеи будут новыми пешеходными маршрутами», – поясняет он. Говоря о современном искусстве, Мишин отмечает, что Петербургу сегодня не хватает крупного музея, подобного Amos Rex в Хельсинки (Финляндия, открылся в 2018 г.) или музею Гуггенхейма в Бильбао (Испания).
Помимо реставрации и воссоздания ранее снесенных исторических зданий Конюшенного ведомства, девелопер планирует освоить подземное пространство под одноименной площадью и включить в инвестпроцесс прилегающие к нему кварталы. «Наша идея заключается в переносе под землю парковки с Конюшенной площади и использовании освободившегося пространства так, как это принято в центре всех туристических городов мира – под рестораны, выставки, фестивали и др.», – перечисляет Мишин.
Именно такой подход к пространствам, когда не только музейный объект, но и вся прилегающая территория становится досуговым местом, считается в мире единственно верным для привлечения стабильного инвестиционного потока. Реализация проекта, по предварительной оценке, потребует не менее 8,6 млрд руб. Оптимальной схемой для реновации Конюшенного ведомства в «СТАРТ Девелопмент» считают государственно-частное партнерство, при котором Смольный возьмет на себя не только контролирующую функцию, но и частичное финансирование проекта (для справки, только в 2018 г. на поддержание Конюшенного ведомства в текущем состоянии город потратил 287 млн руб.).
Самый масштабный на сегодня музейный проект, предполагающий бюджетное финансирование, – музей обороны и блокады Ленинграда на Смольной набережной.
Создание нового музея блокады потребует больше изначально заявленных 2 млрд руб., посчитал директор петербургского Центра выставочных и музейных проектов Сергей Важенин. «На строительство и оборудование необходимо не менее 6 млрд. Мы создадим не только выставочное пространство с постоянной и временными экспозициями, но и научно-образовательный центр, театральную зону, которая составит конкуренцию лучшим мировым театрам. Мы будем применять самые последние и дорогие технологии», – утверждает он.
В дальнейших планах, так же как и в проекте Конюшенного ведомства, - развитие смежных территорий. «До 2021 г. Водоканал должен освободить участки вдоль Невы, расположенные рядом с будущим музеем блокады, – говорит Важенин. – Здесь планируется создать полноценный музейный квартал. Мы заинтересованы привлечь в проект в том числе частные инвестиции».