Опрос PwC: страхи и надежды девелоперов

Компания PwC провела опрос топ-менеджеров девелоперских компаний о влиянии COVID-19 на бизнес. В опросе приняли участие представители компаний, специализирующихся на жилой, офисной, торговой, гостиничной и складской недвижимости.

4082

Компания PwC провела опрос топ-менеджеров девелоперских компаний о влиянии COVID-19 на бизнес. В опросе приняли участие представители компаний, специализирующихся на жилой, офисной, торговой, гостиничной и складской недвижимости.

Среди основных угроз для бизнеса с большим отрывом от других вариантов лидирует снижение уровня потребительской уверенности. Такой угрозой обеспокоены 81% респондентов, тогда как глобальной рецессии опасаются 45% опрошенных. 35% отметили недостаток информации, связанный с непредсказуемостью нынешнего кризиса. Серьезно респонденты также относятся к проблемам с поставками и кадровым проблемам — 26% и 23%, соответственно. А вот сложностей с финансированием в компаниях не ожидают. Этот вариант набрал только 3%, даже меньше, чем угроза мошенничества (6%).

Прогноз на итоги 2020 года оптимистичным не выглядит. 77% опрошенных ожидают снижения выручки компаний, из них более половины прогнозируют падение свыше 10%. Роста выручки или прибыли ждут только 6%.

«Пандемия коронавируса обернулась для рынка недвижимости сложностями, которые повлекли за собой финансовые потери для большинства компаний. Для поддержания устойчивости бизнеса в любой кризисной ситуации требуется внесение изменений в уже отработанные бизнес-процессы. - говорит Олег Малышев, партнер, руководитель практики оказания услуг компаниям сектора недвижимости PwC. - Принятие грамотных стратегических решений и заключение договоренностей между участниками рынка способствуют наименее болезненному выходу из кризиса, дальнейшему наращиванию бизнеса и восстановлению отрасли в целом».

Время затянуть пояса

Опрос показал, что абсолютное большинство компаний готовы к принятию антикризисных мер. 68% рассматривают варианты сокращения затрат на персонал, включая снижение заработной платы и перевод на удаленную работу. 55% полагают, что необходимо скорректировать финансовые планы, а 52% допускают перенос сроков и отказ от запланированных ранее инвестиций.

Из тех, кто рассматривает перенос сроков и отказ от инвестиций (52%), 44% указали возможный отказ от части рабочей силы, четверть планируют сократить расходы на охрану окружающей среды и социальную ответственность, 19% готовы отложить вопросы цифровой трансформации. Однако эти варианты можно рассматривать скорее как дополнение к двум основным — по 63% набрали варианты с сокращением затрат на материально-техническую базу и приостановку основной деятельности компаний.

В исследовании отмечается, что несмотря на низкий процент отказов от офисов, в дальнейшем стоит ожидать сокращения занимаемых компаниями площадей, связанного с переводом сотрудников на удаленную работу. Также в PwC отмечают рост востребованности коворкингов, которые смогут предложить гибкие условия аренды рабочих мест и переговорных.

В отличие от сегмента офисной недвижимости, торговая уже ощутила на себе падение арендных площадей. Тем не менее, для сохранения пула арендаторов к снижению ставок готовы не только собственники торговых помещений, но и девелоперы офисной и складской недвижимости. 38% опрошенных видят в снижении ставки, 19% готовы предоставить отсрочки, а 13% даже рассматривают вариант с арендными каникулами. Жесткую позицию по отношению к арендаторам занимают 19% респондентов. Отметим, что половина готовых к снижению ставки девелоперов оценивают среднерыночный размер снижения на уровне 2-3 месячных выплат.



V – значит, отскок

При довольно пессимистичной оценке финансовых последствий кризиса, готовности компаний к сокращению затрат и предоставлению льгот арендаторам, интересным выглядит финальный вопрос исследования. Почти половина респондентов уверены, что для восстановления работы компании до докризисного уровня потребуется менее месяца, и только 6% закладывают на этот процесс более года.



Материалы по теме

Советы юристов

Изменения в регулировании отношений в области недвижимости в связи с коронавирусом

Подзаконные акты, принятые в апреле на территории РФ, внесли изменения в регулирование отношений в области аренды, градостроительных отношений, отношений недропользования и эксплуатации опасных производственных объектов, а также строительных работ.

23.04
Советы юристов

Важные изменения в российском законодательстве об аренде недвижимости из-за пандемии коронавируса

Новый закон обязал арендодателей предоставлять арендаторам отсрочку по внесению арендных платежей и уменьшать размер арендной платы.
16.04
Советы юристов

Коронавирус и договоры аренды: последствия для арендаторов и арендодателей

Как распространение коронавирусной инфекции может повлиять на отношения арендодателей и арендаторов коммерческой недвижимости, рассказали эксперты юридической компании CMS.
23.03

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre