Сигнал к действию: как пандемия повлияла на спрос инвесторов в стрит-ретейле

Ирина Буренко, коммерческий директор R4S – одного из крупнейших владельцев торговой недвижимости формата стрит-ретейл в Москве
6804
Изображение взято из источника: ekaterinburg.bbport.ru
Общий объем инвестиций в коммерческую недвижимость по итогам девяти месяцев 2021 г. превысил 20 млрд руб., что на 29% больше 2019 г. Как продолжать развиваться в период перманентного экономического кризиса? Владельцы столичной недвижимости и их арендаторы продемонстрировали, что этот вопрос решаем. В непростых условиях пандемии за короткий срок сторонам удалось адаптироваться. Впереди новые ограничения, но рынок уже готов и понимает, что трудности временные.

С 28 октября 2021 г. в Москве вводятся новые ограничения, которые, по официальным данным, продлятся до 7 ноября. Однако, по нашим ощущениям, так быстро дело не закончится. Скорее всего, ограничения продлятся до конца года, а возможно и перетекут в следующий, с небольшой передышкой непосредственно перед 31 декабря. Уже имея опыт, мы к такому повороту событий готовы. Мы понимаем, что это временные трудности, которые часто становятся стимулом к росту. Об этом свидетельствовали и итоги первой волны, и реакция рынка на снятие ограничений.

В первый постпандемийный период число обращений в компанию R4S инвесторов, интересующихся покупкой коммерческих помещений, увеличилось на 32% относительно допандемийного уровня. При этом чаще всего они делали ставку на помещения с арендатором. В меньшей степени интересовались свободными торговыми помещениями, для последующей сдачи.

Тотального кризиса в стрит-ретейле удалось избежать. Выкарабкаться отечественному бизнесу помогла способность находить компромиссы.

Например, магазины сталкивались с необходимостью закрыться. В этой ситуации R4S как владелец помещения снижал ставку или предоставлял каникулы. Рестораны выживали за счет работы на вынос. Этот формат перевел арендный платеж в процент от оборота.
«Случайный» куш достался представителям розничной торговли продуктами и фармпрепаратами на окраине Москвы: потребители, ограниченные в праве свободно  перемещаться по городу, заметно добавили выручки. В течение последних двух лет выручка магазинов «у дома» росла от 11 до 18% каждый квартал. Остальному же рынку стрит-ретейла пришлось по-настоящему бороться за жизнь. Те, кто сумел адаптироваться под суровые экономические реалии и смену привычек у потребителей, после отмены основных ограничений продемонстрировали стабильность и даже рост.  

Операторы помещений стрит-ретейла быстро осознали, что им придется научиться работать в гибридном формате, сделать ставку на развитие интернет-сервисов. Отныне важными направлениями практически каждого ретейлера стали доставка и тесное сотрудничество с курьерскими службами. При таком подходе стрит-ретейл, словно феникс, возродился из пепла уже к лету текущего года. В июне 2021-го число открытий магазинов в столице сравнялось с допандемийным.

В период снятий ограничений арендаторы активно возвращались в центр столицы. Пандемия сделала доступным большое количество помещений, ранее арендованных неустойчивым бизнесом или дотируемых сетью.

Капитал современных покупателей помещений формата street retail с арендным бизнесом зачастую не связан с рынком недвижимости. Мы видим, что большинство сделок заключается с участием новичков, которые раньше не вкладывали деньги в этот бизнес, а сейчас убедились в его надежности.

Торговой недвижимостью формата стрит-ретейл с действующим арендатором в Москве активно интересуются инвесторы из регионов. По нашим наблюдениям, это предприниматели с Дальнего Востока, из Уфы, Новосибирска, Пермского края, также стабильно высокий интерес проявляют инвесторы из Казахстана.

Сейчас доход от торговых помещений в столице в среднем равен 6-11% годовых в рублях. Он значительно выше, чем от сдачи в аренду квартир, когда инвестор получает только 2-5% по году. Поэтому те, кто раздумывает над размещением средств в недвижимость, все чаще делают выбор в пользу качественных торговых объектов стрит-ретейла, к которым арендаторы уже проявили интерес. Так, например, на первой фасадной линии Тверской сегодня можно приобрести торговое помещение площадью 16 кв. м с сетевой кофейней. Договор аренды заключен на три года, в первый из них инвестор получит 4,74 млн руб. (395 тыс. в месяц). Таким образом, арендный бизнес принесет ему 8% годовых. А если инвестор купит за тот же бюджет двухкомнатную квартиру на Тверской, то сможет сдавать ее в лучшем случае за 150 тыс. руб. в месяц, что даст чуть более 3% на вложенный капитал по году. Однако такой расчет не учитывает вложение средств собственника в ремонт и меблировку. В случае с торговыми объектами эти расходы несет арендатор.

Мы считаем, что текущие тенденции на рынке сохранятся – основные правила, которые помогли выжить бизнесу в первую волну закрытий, помогут и сейчас. Спрос на коммерческую недвижимость, а также доля непрофессиональных инвесторов продолжат расти.


Материалы по теме

Источник: Коммерсантъ
Исследования рынка

Colliers: В стрит-ритейле Москвы установилась «ковидная норма» вакантности

Доля свободных площадей в центре столицы в течение года колеблется вокруг 12%. С конца лета прошлого года рост составил 3,8 п.п, с начала 2020 года – 5,8 п.п.
08.10
Источник: new-retail.ru
Исследования рынка

Colliers: Вакантность в стрит-ритейле снизилась впервые с начала пандемии

По итогам II квартала 2021 г. средний уровень вакантности в стрит-ритейле (центральные торговые коридоры Москвы) составил 11,9%, что выше прошлогоднего показателя аналогичного периода на 3,9 п.п. (8,0% во II квартале 2020 г.) При этом по сравнению с итогами I квартала 2021 г. доля свободных площадей снизилась на 0,5 п.п. Это первый раз с начала пандемии в марте 2020 г., когда вакантность в сегменте стрит-ритейла стала сокращаться, отмечают аналитики компании.
25.06
Источник: new-retail.ru
Экспертный анализ

Knight Frank: К 2023 году стрит-ретейл в «Москва-Сити» увеличится в полтора раза

Согласно данным компании, общее предложение торговых помещений формата в ММДЦ достигнет 90 тыс. кв. м против 60 на текущий момент. Восстановления целевого трафика до докризисных показателей эксперты ожидают во второй половине 2021 – 2022-м гг.

24.03

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre