В офисе – как дома, только лучше

В России в геометрической прогрессии растет число тех, кто категорически не хочет работать в офисе или согласен исключительно на гибридный график. Мяч на рынке труда окончательно перешёл на поле соискателя, а в борьбе за кадры хороши все средства. Особенно – убеждение, что в офисе работается так же, как дома… Только лучше. Об основных аргументах в пользу работы в офисе рассказывает Артём Пантелеев, коммерческий директор строительной компании «Гинт-М».
4369
Изображение взято из источника: «Гинт-М»
Ещё до пандемии IBM потратила $750 млн. на то, чтобы заново оборудовать рабочие места «лучше, чем дома», и вернуть сотрудников в офисы – компания посчитала, что на «удалёнке» теряется «вовлечённость» и «командный дух». Связанные с пандемией ограничения, казалось бы, не оставили бизнесу вариантов: Moody’s Analytics и Cushman & Wakefield прогнозируют, что к 2023 году доля сотрудников на так называемой «гибридке» в мире (удалённая работа плюс офис) составит 50-60%. По данным ВЦИОМ, в 2021 году, в режиме «удалёнки» работали 24 % москвичей и петербуржцев. Однако, ожидается, что к 2023 году доля московских сотрудников, которые 100% времени проводят на удаленной работе сократится до 5-6%.

В России доля «удалёнщиков» будет снижаться не только из-за традиционно консервативных настроений работодателей, считающих, что «с глаз долой – из показателей вон», но больше всего из-за того самого спада вовлечённости и лояльности сотрудников, которые работают из дома. Кроме того, у большинства российских работников отсутствуют возможности, позволяющие дистанционно организовать полноценное рабочее место.

В итоге весь прошлый год в Москве сохранялся высокий спрос на качественные офисы, а средневзвешенная ставка аренды на офисы класса А и B выросла на 5,54% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Подчеркну – на качественные офисы, которые продолжали меняться. По данным Cushman & Wakefield, их наиболее крупными арендаторами традиционно остаются компании e-commerce, экосистемы, IT, игроки с госучастием и банковского сектора. Именно они – в авангарде главного офисного тренда, который строители между собой называют «как дома, только лучше». Однако, подхватывают этот тренд – вернее, вынуждены подхватывать – сегодня многие.

Вовлеките меня

Компаниям нужно было оперативно сделать такие офисы, в которые не просто хотелось бы вернуться после полутора лет работы в пижаме, но в которые даже хотелось бы приходить чаще, чем бывать дома.

Именно гибкий график и желание вернуть в офисы как можно больше сотрудников с удалённой работы заставили компании аврально переформатировать в России офисы так, как ещё не было никогда до этого. Во-первых, окончательно закрепились в качестве формата гибкие же офисы, во-вторых, и классические офисы также просто вынуждены были стать гибкими. Внедрив систему незакреплённых рабочих мест, игроки за два года пандемии сократили площади на 10-30 %, а каждая вторая компания в прошлом году сократила или переформатировала офисы в результате перепланировок или ремонта. Разумеется, топ-менеджеры могли сколько угодно настаивать на более частом присутствии сотрудников в офисе, но самые умные выбрали пряник: пространства, в которые хочется прийти не потому, что этого просит руководитель, а потому что сюда хочется приходить.

В итоге «умными», то есть смарт-офисами становились даже лоты класса С – и это, конечно, не от того, что собственники и арендаторы так уж горели желанием в них вкладываться, но потому, что качественный офис, повторюсь, – помимо заработной платы – превратился в одну из основных причин и условие возвращения сотрудников в офисы.

Такие душевные

В Swedish Social Insurance Agency уже много лет убеждены: чем лучше офис, тем меньше сотрудники проводят времени на больничном. Постковидные реалии и изменения в глобальном мире диктуют новые правила безопасности в офисах – физической и психологической.

Хорошие планировки, система очистки воздуха, УФ-лампы и бактерицидные увлажнителям – все это должно сегодня быть в офисе по умолчанию. Дальше – больше. В некоторых компаниях (без кейтеринга в здании) сотрудникам, например, очень важно, чтобы еду приносили в офис, но не уличные курьеры, а собственная доставка или штатный специалист компании. Таким образом, работники хотят сократить риск заражения, но при этом хотят иметь возможности для общения во время обеда. Для приёма пищи, кстати, сейчас вовсе необязательно оборудовать большую офисную столовую – достаточно будет небольшой кухни со столом, стульями и барной стойкой: вечером всё это может стать ещё и полноценным баром. Казалось бы, тема отнюдь не ноу-хау – задолго до пандемии в России многие офисы устанавливали барную стойку и пивные краны. Однако, сейчас, когда в «чужой» бар многие идти боятся, «родной» офисный бар актуален как никогда.

С чистого листа

На фоне гибридной работы и незакрепленных рабочих мест во многих офисах, наконец-то, прижилась политика чистого стола, которая, чего уж там, в России до пандемии была весьма непопулярна. Если все столы – общие, ты никогда не оставишь на одном из них свою чайную чашку (и тем более коробку с любимым печеньем). Кроме того, это еще и играет на руку вопросам безопасности – ведь чем меньше вещей на поверхностях, тем меньше возможных микробов и рисков заражения.

Но главное - офисы становятся не только «чистыми», но и бесконтактными. Специалисты «цифровых поколений» 22-30 лет, которые представлены в сегодняшних офисах в большинстве, уже не мыслят себя без электроники, бесконтактного управления всем и вся – от вызова лифта до бронирования переговорки. И вот они точно с намного большей радостью работают на пуфиках, диванах, или просто отгородившись мягкой перегородкой в углу, считая, что это и есть – «офис как дома, только лучше».

На концепцию офиса-дома работает и интуитивно понятная электронная система навигации. Всё – по face ID: даже телефон не надо доставать, система ведёт, куда нужно и даже измеряет при входе в «чужие» чертоги температуру. Что-то не так? Система автоматически докладывает на ресепшн, что Ивану Иванычу сегодня не здоровится, и что лучше бы ему пойти домой.

Вы шумите-шумите

Сколько раз, работая дома, вы слушали соседский перфоратор, и работа в итоге шла к чёрту? Топот детей? Уроки игры на фортепиано? Лай оставленной соседом собаки? Если квартира не была специально оборудована системами шумоподавления, справиться с этим практически невозможно. И вот в этих случаях в качественном офисе – точно лучше, чем дома: современные системы шумоподавления умеют отсекать 90 % внешних шумов. Но даже если такой системы нет, есть специальная «глушащая» мебель, ковровые покрытия, перегородки.

В гармонии с природой

Ещё один массовый пандемический тренд – офисы «назад к природе». В России, там, где это возможно, в офисах оборудуют зимние сады, террасы и веранды. Кто-то за неимением возможностей, просто устанавливает в переговорке живую стену или расставляет по всему офису кадки с растениями. А в Скандинавии пошли еще дальше – там есть целые комплексы для работы вне офиса – уличные, парковые и лесные станции, павильоны с рабочими местами, куда можно прийти поработать на весь день. Они оборудованы всем необходимым и даже отапливаются. Часто в таких маленьких коворкингах действует ещё и «закон тишины»: если нужно поговорить по телефону или оставить голосовое сообщение, придется выйти.

Ну и еще один тренд, в дополнение к предыдущему – фокус на здоровых привычках. Всё больше офисов оснащается вендингом со здоровыми стеками, здесь появляются пространства для занятия спортом, массажные кресла, велотренажёры, встроенные в рабочие станции. Последнее, кстати тоже – ласково-ироничное напоминание о доме, где на тренажёрах часто развешивают одежду.


иГРОКИ РЫНКА

Гинт-М

Пантелеев Артем

Строительство

Гинт-М

Материалы по теме

Источник: РБК Pro
Экспертный анализ

Knight Frank: Девелоперы верят в перспективы офисов на продажу

Аналитики компании оценили объемы предложения продажи офисной недвижимости в новых проектах. Ввод в этом сегменте на ближайшие три года составит 630 тыс. кв. м.  
03.02
Источник: ЦИАН
Экспертный анализ

CBRE: В 2022 году ставки аренды офисов вырастут на 10%

Компания подвела итоги 2021 года и проанализировала основные тенденции на рынке офисной недвижимости Москвы, а также определила перспективы на 2022 год.

26.01
Источник: Stone Hedge
Точка зрения

Как выбрать качественную офисную недвижимость с доходностью выше инфляции

Годовая инфляция по итогам 2021 года составила 8,4%. Это максимальное значение впервые за 5 лет. Такая динамика стимулирует инвесторов тщательно выбирать инструменты для вложения средств, руководствуясь принципом баланса между надежностью и доходностью, учитывая, что только доходность сверх инфляции позволяет сохранить и увеличить капитал. В числе проверенных инструментов с высокой доходностью и низким уровнем конкуренции — вложения в офисную недвижимость. На что стоит обратить внимание инвестору в офисном сегменте — разбираемся с руководителем департамента оценки и аналитики девелопера Stone Hedge Кристиной Недря.
24.01

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre