Спорт, офисы и развлечения - будущее торговых центров

Чем заменить западный ритейл и какими альтернативами можно сохранить трафик, рассуждает Алексей Хоменок, генеральный директор G5 Architects.
3558
Изображение взято из источника: Википедия
Чтобы сформировать устойчивый пул арендаторов, необходимо оперативно корректировать концепцию и привлекать компании не только из ритейла. Многофункциональность стала не просто трендом, но экономической необходимостью и залогом устойчивого развития. С учетом текущих обстоятельств, можно выделить три перспективных направления бизнеса, которые способны гармонично вписаться в торговые пространства и привлечь дополнительный трафик.
 
Не только торговля, но и развлечения
 
Самый понятный, ставший уже привычным для ТРЦ — это сегмент впечатлений. Будущий ТРЦ больше развлекательный, чем торговый. Любые бизнесы, связанные с развлечениями и коллективным досугом становятся особенно популярны в условиях нестабильности. Эксперимент Томаса Гиловича и Лифа Ван Бовена доказывает, что люди, потратившие деньги на впечатления, а не на материальные объекты, чувствуют себя лучше. Более того, купив билет на концерт или в путешествие, человек испытывает радость в предвкушении события, в процессе и после, вспоминая о том, как все прошло. В то время как к новой вещи человек быстро привыкает и перестает испытывать по ее поводу положительные эмоции, иногда они даже перетекают в раздражение, если вещь быстро пришла в негодность и не оправдала надежд. При этом даже если в событии что-то пошло не так, респонденты все равно вспоминали его как положительный опыт, который сплотил их. Поэтому спрос на новые впечатления, развлечения и отдых будет возрастать. Интерактивные выставки, книжные клубы, контактные зоопарки, веревочные парки, сухие бассейны для взрослых, пространства для квестов, аэродинамическая труба и многое другое. В эту же категорию можно отнести ярмарки, эко-маркеты, гастро-рынки. Каждый из возможных вариантов необходимо оценивать, исходя из потребностей и особенностей посетителей. Для ивентов и выставок лучше всего проектировать трансформируемое пространство, в котором можно будет периодически, без особых сложностей менять планировку и экспозицию, проводить не только развлекательные, но и бизнес-мероприятия.
 
Спорт и здоровье
 
Несмотря на международную обстановку, тенденции wellness и eco-friendly сохраняют свою актуальность. Поэтому второе, не менее перспективное направление бизнеса, среди которых ТРЦ смогут найти новых арендаторов — это фитнес-сегмент. Несмотря на небольшое сокращение посещаемости отдельно расположенных фитнесов, большая часть населения продолжает заботиться о своем здоровье и стремится отвлечься от новостной повестки. Спорт помогает почувствовать себя лучше. Для небольших ТРЦ «у дома» фитнес вполне может стать якорным арендатором и привлечь вместе с собой магазины спортивного питания, экипировки, beauty-зоны и вышеупомянутые эко-маркеты. Таким образом, при желании возможно полноценное воплощение концепции wellness-ТРЦ, который будет органично выглядеть как при проектировании современного wellness-квартала, так и при реновации старых построек в спальных районах. Для крупных ТРЦ могут быть актуальны небольшие фитнес- и wellness- зоны, залы для йоги, небольшие тренажерные залы или даже огромные фитнес-комплексы с бассейнами вместо IKEA. При этом если для сетевых ТРЦ логичнее выглядит партнерство с топовыми фитнес-сетями, то с небольшими региональными игроками с несколькими объектами проще будет договориться с локальным фитнесом. Это взаимовыгодное партнерство. Размещаясь в ТРЦ, фитнес получает ряд преимуществ перед отдельно стоящими конкурентами - готовую сопутствующую инфраструктуру и высокий трафик. ТРЦ также получает дополнительный трафик от фитнеса и расширяет свои услуги, продолжая стремиться к многофункциональности.
 
Офисная жизнь
 
Третье направление — это офисы. Места с наименьшей проходимостью, не слишком интересные ритейлу и общепиту, хорошо подойдут для размещения коворкингов, сервис-офисов и гибких зон для бизнес-мероприятий. Формат удаленной работы сохраняется во многих компаниях после снятия эпидемиологических ограничений, и лидирует среди предпочтений молодых специалистов. Это гарантирует рост спроса на коворкинги. С развитием облачных технологий хранения данных, многие из компаний отказываются от расходов на огромные офисы и проводят децентрализацию. Это обеспечивает перспективы формату сервис-офисов. Офисные объекты генерируют самостоятельный трафик активной платежеспособной аудитории, что очень ценно для ТРЦ. В свою очередь, торговые центры могут предложить отличную инфраструктуру, которой сможет похвастаться далеко не каждый бизнес-центр.
 
Многофункциональность, как ключ к успеху
 
Подводя итоги, хочу сказать, что несмотря на снижение покупательской способности, россияне продолжат посещать ТРЦ. Дефицит реального общения вызывает потребность в коллективном взаимодействии и посещения общественных пространств. В условиях российского климата круглогодичными общественными пространствами на сегодня могут выступить только ТРЦ, и для этого им надо стать максимально многофункциональными. Качественно соединив развлекательную, спортивную, офисную и торговую инфраструктуру, собственники ТРЦ могут создать полноценные экосистемы, где есть все, необходимое потребителю. Увеличится длительность нахождения гостей в ТРЦ, а новые категории арендаторов привлекут дополнительный трафик.  
 
 


Материалы по теме

Источник: Raymond
Точка зрения

Будет ли в России новый fashion

О динамике приостановок деятельности зарубежных брендов в России и возможности появления новых для нашего рынка имен рассуждает Павел Люлин, руководитель экспертного комитета СТЦ.РБК.
18.03
Источник: Becar
Точка зрения

Из России уходят международные бренды. Что ждет рынок ТЦ?

В последние 1,5-2 недели ряд зарубежных брендов заявил о приостановке своей деятельности в России. Компании, работавшие у нас десятки лет, стремительно замораживают бизнес. IKEA, H&M, Mango, Zara, McDonald’s… Проще перечислить оставшиеся. Пока самый известный из них - японский Uniqlo. Сменит ли их “Белорусский трикотаж” с “Теремком”, и какое будущее в принципе ждет торговые центры, рассуждает вице-президент Becar Asset Management Ольга Шарыгина. 
09.03

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (24-30 марта)

Об упаковке квартир в ЗПИФы, новом ТЦ в Восточном Бирюлеве, офисах Аэрофлота и Лукойла, гибких проектах Aspace и AFI, крупной складской сделке в Татарстане, масштабном проекте в Анапе и новых офисах от А101, а также о том, что обсуждалось на Office & Development Brunch 2025 - в нашей традиционной подборке.
30.03
Источник: CRE
События

Office & Development Brunch 2025: "Конечникам" везде у нас дорога, инвесторам всегда у нас доход!

20 марта в Москве состоялась ежегодная встреча, посвященная офисному рынку. Ведущие девелоперы, консультанты и эксперты затронули общие тренды рынка, дали аналитику и порассуждали о портрете покупателя. Мы, журналисты, всегда любим говорить о новой реальности или нормальности, но дискуссия показала, что рынок действительно поменялся, и даже глубже, чем мы себе представляли. И в то же время есть маркеры, которые говорят о движении в обратную сторону - сторону аренды этажами и блоками (то, как всегда представляли профессиональный рынок). Причем это даже без учета возможного возвращения международных компаний. Просто в мелкую нарезку с высокими доходами уже поиграли, а клиенту теперь снова нужно, как было, только современнее, сервиснее и зеленее. Девелопмент, фокус на который казался определяющим (КРТ, МПТ и прочее), на самом деле тоже зависим от человека и от "Рынка" (именно так, с большой буквы и в несколько мистическом понимании), поэтому тезис "всё не будет как прежде уже никогда" конечно же имеет место быть, но ни отдельные проекты, ни компании, ни десятки девелоперов жилья для этого рынка уже не становятся определяющими.  
 
Полное видео ТУТ. Фотоотчет ЗДЕСЬ.
26.03
Источник: Union Brokers
Сделка

Union Brokers сдала склад в Татарстане

«Биек Тау» - складской парк в Татарстане – принял нового арендатора.
 
27.03
Источник: cre.ru
Проект

Южный порт прирастет офисами

Более 350 тыс. кв. м офисной недвижимости будет построено в Южном порту.
 
27.03
Источник: CRE
Аукцион

БЦ Pulkovo Sky готовы отдать за 4 млрд рублей

Торги по продаже бизнес-центра класса А площадью 50 тыс. кв. м пройдут 28 мая в форме голландского аукциона (на понижение). Начальная цена - 5,56 млрд, минимальная - 4,06 млрд рублей.
28.03
Источник: «А101»
Проект

«А101» начала продавать офисы в третьей очереди «Прокшино»

На рынок выведена следующая очередь бизнес-квартала «Прокшино». 
 
26.03
Источник: CRE
Проект

Hutton получил площадку под Light Industrial

Девелопер планирует построить промышленный технопарк на участке площадью 0,86га в Новокосине.
27.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre