Адаптация через реконцепцию

Сегментом коммерческой недвижимости, на котором наиболее ощутимо отразились последствия текущей экономической и геополитической ситуации, стала торговая недвижимость. По данным NF Group (ex-Knight Frank), по итогам сентября вакансия в торговых центрах достигла почти 15%. О том, что ждет отрасль в будущем, о способах адаптации к новой реальности и планах развития, рассуждает Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group.
2221
Изображение взято из источника: NF Group
Не успев оправиться после пандемии коронавируса, торговые центры, которые только начали фиксировать позитивный тренд по восстановлению трафика до уровня 2019 года, столкнулись с новыми вызовами. Снижение трафика на фоне повышенной тревожности населения, приостановка деятельности и последующий уход международных брендов, отсутствие громких премьер в кинотеатрах, которые привлекали большое количество посетителей и многие другие негативные факторы поставили торговые центры в уязвимое положение. Постепенно стало понятно: для того, чтобы избежать потери трафика и отвечать текущим запросам рынка, необходим пересмотр концепции торговых центров, изменение подхода как к организации пространства, так и подбору арендаторов. Если процесс перезагрузки пройдет успешно и эффективно, то собственник имеет все шансы не только сохранить свою аудиторию и покупателя, но и впоследствии прирасти новой, что в итоге дает дополнительный оборот.
 
Малоформатные торговые центры
 
Потребность в малоформатных торговых центрах появилась еще до 2022 года. Тренд последних пяти лет в девелопменте – фокус на доступность и удобство. Девелоперы стремятся быть ближе к покупателю, поэтому активно развивается формат районных ТЦ вблизи жилых кварталов для создания полноценной экосистемы, которая будет включать все базовые потребности посетителя: питание, шопинг, развлечения, эмоции. Строительство крупных ТЦ рассматривается сейчас только в городах с низкой обеспеченностью торговыми площадями, но даже там площадь новых проектов не превышает 50–60 тыс. кв. м (GLA), до 2018 года все девелоперы рассматривали проекты >100 тыс. кв. м.
 
Количество качественных малоформатных центров (арендопригодной площадью менее 30 тыс. кв. м), которые планировались к вводу в течение года в Москве, увеличилось за год с 9 до 13. При этом средняя площадь всех заявленных на 2022 год торговых центров сократилась до 10,5 тыс. кв. м – то есть входит в диапазон, характерный для районного формата. Для сравнения, в рекордные по объему ввода годы (2014–2016 гг.) средняя площадь торгового центра варьирвалась от 36,5 тыс. кв. м до 57,5 тыс. кв. м, что на 26-47 тыс. кв. м больше нынешних показателей.
 
Малоформатные торговые центры с современными общественными пространствами для повседневного досуга отлично вписываются в новую реальность. Благодаря компактности они не отнимают у посетителей лишнего времени, перетягивают на себя внимание потребителей удобным расположением, их пул арендаторов все больше нацелен на функционал и ценовую сегментацию целевой группы, а не на бренд. Комьюнити-центры являются востребованными «на каждый день» проектами с понятной целевой аудиторией, но при этом отлично подходят и для проведения концептуальных экспериментов.
 
Расширение досуговой составляющей
 
Основным ядром целевой аудитория торгового центра являются представители экономически активного населения – люди, которым необходима возможность проводить время, коммуницировать и организовывать досуг вне дома. С учетом изменившихся запросов со стороны потребителей и неопределенности со стороны ретейлеров, девелоперы и собственники ТЦ рассматривают новые уникальные концепции для генерации трафика в объектах и создания дополнительных возможностей для проведения свободного времени, досуга и саморазвития во время шопинга.
 
На фоне нестабильной экономической обстановки в стране ощущается дефицит досуговых и спортивных развлечений для взрослой аудитории и высокое преобладание над ней детской развлекательной инфраструктуры, особенно в регионах России. Поэтому собственники торговых центров рассматривают привлечение альтернативных арендаторов, чтобы восполнить сферу досуга. Среди них – клубы для саморазвития, операторы мастер-классов, творческие кружки, молодежные центры (киберспортивные клубы, VR-развлечения, лазертаги, картинг), спортивные центры (не только фитнес-клубы, но и студии для занятий танцами, гимнастикой, йогой, пилатесом), сквош-клубы, а также различные временные коллаборации арендатора с ТЦ.
 
Торговые центры будут трансформироваться вслед за трендами, которые меняются ежедневно в новых реалиях, однако на сегодняшний день самая популярная концепция ТЦ – та, которая включает расширенное общественное пространство для досуга, достаточно обширный ассортимент развлекательных операторов для различных возрастов и новые фуд-корты в формате гастропространств. Все это отлично дополняет новый облик торгового центра, при этом не нарушая его основную торговую функцию. 
 
Развитие онлайн-сервисов мотивирует к развитию и продуктовые сети, которые проводят ребрендинг и добавляют в свои магазины новые линейки товаров и услуг, что делает их более привлекательными для потребителей. До сих пор остаются популярными форматы «у дома», особенно в среднем ценовом сегменте: они стараются внедрять гибридную форму торговли – вендинги с кофе или отдельные барные островки с зоной посадки для посетителей, зоны кулинарии, собственные пекарни, готовую еду в формате grab&go, аптеки, сокращая при этом основную площадь для торговли товарами.
 
Мелкая нарезка помещений
 
По итогам девяти месяцев 2022 года на рынок России вышло пять новых брендов, что на 55 % ниже показателя аналогичного периода 2021 года. С начала февральских событий об уходе объявили более 15 иностранных брендов. 17 международных операторов провели ребрендинг и перепродажу своего бизнеса. В связи с уходом многих крупных арендаторов торговые центры сокращают размеры торговых пространств, в том числе и для якорных арендаторов. Такой подход позволит привлечь новых арендаторов, в том числе – локальные компании, которые только начинают свое развитие и выходят из сегмента онлайн-торговли в офлайн.
 
Новые концепции в рамках господдержки
 
Грамотное управление объектами недвижимости и взаимодействие власти и бизнеса способствуют как развитию бизнеса, так и формируют комфортную среду для населения. Мы давно выступаем за то, что торговые центры – это не просто рынок и торговая точка, это инфраструктурный объект. В связи с текущей ситуацией в Москве социальное строительство перенесено минимум на год, поэтому сейчас особенно важно искать и предлагать формы сотрудничества бизнеса и государства, в том числе – в сегменте торговой недвижимости. Например, размещение МФЦ в составе торговых центров показало и доказало свою состоятельность, затем в ТЦ стали устанавливать пункты вакцинации – это совсем не коммерческая история, однако она привлекала определенный трафик и способствовала повышению лояльности посетителей.
 
Сейчас в столице существует проект «Московское долголетие» и программы Москомспорта, в рамках которых в торговых центрах размещаются объекты и клубы на коммерческой основе.  Также в качестве примера коллаборации бизнеса и власти можно привести открытие в ТРЦ «Афимолл» универмага с широкой представленностью московских дизайнеров «Телеграф» площадью 904 кв. м, который был создан при поддержке Правительства Москвы. Похожие проекты есть в Екатеринбурге и в Санкт-Петербурге. Таким образом, подобные формы сотрудничества оказывают ощутимую поддержку и ретейлерам, и торговым центрам, а также дают новый виток развития целым секторам экономики. Такие меры господдержки могут быть даже эффективнее, чем налоговые льготы или кредитные каникулы.
 
Трудности при реконцепции
 
Переосмысление концепций в ретейле происходит из-за переизбытка классических форматов магазинов, высокой конкуренции связи с появлением новых и более сильных игроков, а также изменений конъюнктуры рынка. Выживают и развиваются только те ретейлеры, которые стремятся повысить лояльность покупателей с помощью новых сервисов, услуг, а также дополнительного ассортимента, и реализовывают новые форматы и концепции: внедряют диджитал-технологии, расширяют пространства, вносят изменения в интерьерные решения, разделяют пространства по принципу целевой аудитории, диверсифицируют бизнес, создавая новые направления, и так далее.
 
Ключевой вопрос, с которыми могут столкнуться игроки, когда начинают реновацию или реконцепцию объекта – неправильный подход к разбору внутренних и внешних факторов, влияющие на трафик и доходность объекта. Также часто бывают случаи, когда собственники не могут прийти к консенсусу с потенциальными арендаторами, или у одной из сторон отсутствует гибкость в переговорном процессе. Для ретейлеров основная сложность – это инвестиции и риск того, что они могут впоследствии не окупиться. Для избежания этих рисков необходимо проводить тщательную аналитику и учитывать опыт конкурентов, наличие конкурентов поблизости, изменения привычек потребителей, специфику своей целевой аудитории.
 
 


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Хакбердиева Евгения

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Источник: SuperJob
Исследования рынка

Россияне теряют веру в «черную пятницу»

Согласно опросу SuperJob, совершать покупки в ноябрьскую распродажу планирует только каждый десятый. 67% считают «черную пятницу» обманом (в 2020 году было 60%). Среди тех, кто планирует приобретения, самые востребованные товары на распродаже — одежда (31%) и бытовая техника (16%). Средний чек составит 11 500 рублей.
09.11
Источник: Nikoliers
Экспертный анализ

Nikoliers: Никто кроме «районников»

В компании прогнозируют рекордные вводы ТЦ районного формата в 2022–2023 гг. в Москве. В 2022 году их доля от общего ввода составит 85%, а в следующем году – 45%, тогда как ранее этот показатель составлял 11-15% в среднем за год.
01.11
Источник: CMWP
Экспертный анализ

CMWP: Посещаемость ТЦ Москвы сократилась на 7%

Несмотря на то, что по данным Focus Technologies разрыв между показателями посещаемости ТЦ Москвы текущего и прошлого года начал увеличиваться уже в августе, две недели после объявления «частичной мобилизации» добавили к отставанию еще 3 процентных пункта по сравнению с двумя первыми неделями сентября, следует из отчета #MARKETBEAT, который подготовили аналитики Commonwealth Partnership (CMWP).
31.10

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre