Дата-центры: архитектура вне рамок человеческого масштаба

Дата-центры, коммуникационные и логистические комплексы, роботизированные производства в обывательском сознании являют собой образец исключительно утилитарных пространств. Впрочем, в современном мире они постепенно выделяются в отдельный вид инфраструктурного типажа, который играет ключевую роль в организации повседневной жизни. Это по-настоящему новые типологии, которые лишь сейчас начинают проникать в широкий архитектурный дискурс. Впрочем, уже сегодня можно смело говорить об их значительном влиянии на эстетическое восприятие человека как в контексте дизайна интерьеров, так и большой архитектуры. О том, как развивалась и к чему пришла архитектура «машинных» пространств рассказывает Алексей Зародов, партнер архитектурного бюро Syntaxis.
1349
Изображение взято из источника: Syntaxis
Появление совершенно новых типов объектов, предназначенных, прежде всего для размещения оборудования, автоматизации и организации цифровой инфраструктуры привело архитектурный мир к неожиданным выводам. Человек и его масштаб перестают быть универсальной единицей оценки окружения, а характеристики, определяющие возведенный объект, не отталкиваются от габаритов тела, пешеходной навигации или социальных паттернов.

Определяющими факторами организации  таких пространств становятся технические параметры и требования, скорость и эффективность различных процессов. В подобных автономных ландшафтах, немногочисленным сотрудникам как правило отводится роль сторонних контролёров и супервайзеров. Одновременно с этим активно развиваются гибридные концепции, призванные объединить утилитарные типологий с деловыми или общественными пространствами.

Сепарированные в некоторой степени от привычных архитектурных паттернов и не заточенные непосредственно под человека, данные объекты все-же отличаются от обычной инфраструктуры своей тесной связью с современным культурным ландшафтом. Лаконичные и даже безликие на первый взгляд сооружения крупных технологических компаний, куда помещено оборудование для хранения данных, выступают в качестве культурных архивов нашего социума.

Дата-комплексы интернет-гигантов бережно сохраняют цифровые слепки картины жизни миллионов людей, связывают в единое целое тысячи проектов и корпоративных цепочек. По мере того как коллективная история человечества и бытие подвергаются оцифровке, дата-центры приобретают важнейшее значение в контексте общественной культуры.

Подобная архитектура вне рамок человеческого масштаба развивается на протяжении десятков лет, но первоначально ее функциональность безраздельно доминировала над эстетикой. В таком контексте мы можем вспомнить ее характерные ранние примеры, такие как ЦОД-небоскрёб  компании AT&, расположенный в центре Нью-Йорка. Эта антиутопичная бетонная коробка с глухими стенами, наполненная проводами и оборудованием, больше напоминает неудачные примеры перезрелого модернизма.

Многочисленные АТС или спецархивы строились во многих странах с единственной целью – надежно сохранять информацию и безотказно функционировать. Все иное проектировалось по остаточному принципу и имело третьестепенное значение в архитектуре и дизайне.

Однако в последние годы автоматизация становится тотальной, а процессы управления данными постоянно усложняются. Они теснее проникают в нашу жизнь, а проектировщики зданий и дизайнеры более не могут не обращать внимание на эти изменения, определяющие нашу жизнь. Во многом такой автоматизированный ландшафт, повсеместно переплетённый с онлайном, формирует дух нашего времени. Создание архитектурных типологий для обслуживания таких систем можно сравнить переизобретением библиотек и центров сосредоточения общественной культуры, которые начинают вырабатывать свою собственную ни на что не похожую внутреннюю и внешнюю эстетику.

Проектное ремесло активно эволюционирует в данном направлении, чтобы успевать адаптироваться к новому типу архитектуры, инициировать разработку подходящих пространственных и эстетических решений. Сегодня в качестве наиболее удобных площадок для таких исследований как в теоретическом, так и практическом ключе выступают различные ЦОДы.

Например, голландское бюро Project Rhizome на протяжении последних лет активно разрабатывает концепцию применения элементов цифровой инфраструктуры для формирования привлекательной среды. Сделать это они пытаются путем создания концепции здания-интерфейса, объединяющего дата-центры с городскими общественными пространствами.

В таком же ключе разработана концепция проекта The Spark от известного шведского бюро Snohetta. Этот кейс бросает свежий взгляд на  строительство,  эксплуатацию и помещение в городскую ткань ЦОДов. Объект представлен в качестве неотъемлемой части среды, а также важного источника энергии. Тепло, выделяемое серверным оборудованием, предлагается перенаправлять для обогрева общественных зданий и пространств на соседних территориях. Кроме того, вокруг сооружения создается комфортная благоустроенная атмосфера, генерируется эффект синергии технологий и человека.

Еще одно прочтение сходной идеи прослеживается в концепции дата-центр Mecanoo в китайском городе Цяньхай. В рамках данного проекта предполагается сразу несколько вариантов интеграции полезного функционала в городскую ткань. Например, архитекторы предлагают организовать связи с окружением через цокольный уровень с компактными офисами и озелененной террасой.

Наше бюро также пробует экспериментировать с такими гибридными типологиями в компактных масштабах. Структура офиса ЦОД «Ростелеком» в Москве, который мы разработали для компании, подчинена организации сложной аналитической работы, многоступенчатым коммуникациям, обработке большого массива данных. В таких условиях ключевую роль в эффективности работы играет качественная навигация и простота перемещения в пространстве. Внедрение системы цветового градиента позволило сотрудникам легко ориентироваться в офисе и выбирать места для работы, наиболее подходящие для ее выполнения. Одновременно мы постарались не лишить пространство человечности и уюта. Например, в центре офиса можно найти особые качели, закреплённые на потолке и мягкие цветные кресла-мешки. Эти предметы не только приковывают к себе внимание, но и смягчают деловой тон звучания пространства. Также в 2018 году команда нашего бюро спроектировала ЦОД для Яндекс общей площадью 7 тыс. кв. м, где все пространство заточено под максимально эффективную работу машин и технологий.

Закулисье, поддерживающее ритм жизни современного общества включает в себя дата-центры, логистические и производственные здания, разработанные и возведенные по большей степени инженерами и специализированными компаниями. Мы привыкли к тому, что машинный пейзаж или интерьер лишены какой-либо визуальной эстетики. Да, подобные типологии пока расположены на фронтире архитектурной мысли, но они представляют собой крайне перспективное направления дли экспериментов и исследований. Вслед за разработкой  концепций непременно последует и формирование нового полноценного архитектурного архетипа с собственными особенностями, эстетикой и образцами для подражания. В ближайшем будущем нам вполне под силу превратить новое технологическое окружение в полноценную и комфортную часть среды.


Материалы по теме

Источник: COLDY
Точка зрения

Офисная недвижимость. ЦОДы как предчувствие

Что такое «цифровой» офис, из чего складывается качественная IT-инфраструктура, какие методологии оценки цифровизации существуют сейчас и каков собирательный портрет резидента (спойлер: не только IT-компании), - рассказывает коммерческий директор COLDY Максим Каварьянц.
22.03

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (3-9 марта)

Александр Клячин готовится вернуть себе активы KR Properties, «Ростех» решил владеть своим офисным комплексом, а не арендовать его, круаные сделки по аренде складов состоялись в Москве и Краснодаре, RD Management взяла в управление еще три объекта ADG group, а в столице прошел XVIII PFM Congress. Эти и другие новости - в нашей традиционной подборке за неделю. 
09.03
Источник: ap22.ru
Открытие

«Супер Лента» пришла в Бийск

В Бийске открылся первый магазин «Супер Лента».
 
10.03
Источник: Vos’hod
Проект

Vos’hod представил интерьеры Armani / Casa Moscow Residences

Vos’hod показал интерьеры клубного дома «от Armani».
 
10.03
Источник: AFI Development
Открытие

«АФИ Галерея» открылась у «Белорусской»

«АФИ Галерея» стала первым МФК, открытым в центре Москвы после затишья на рынке торгово-офисной недвижимости, вызванного пандемией и уходом иностранных компаний из России. Сейчас интерес к коммерческим проектам растет – об этом свидетельствует низкая вакансия, которая в столичных торговых объектах составляет 7%, а в офисных – 5-8%, по оценке аналитиков AFI Development. 
07.03
Источник: NF Group
Игроки рынка

NF Group открыла офис в Сочи

Подразделение компании возглавила Кристина Зажигалина, ведущий эксперт с более чем 10-летним опытом работы в сфере недвижимости. Ее профессиональный подход и глубокие знания рынка обеспечат клиентам доступ к лучшим объектам и индивидуальным решениям.
07.03
Источник: НКО «Альянс экспертов рынка недвижимости»
Игроки рынка

По Light Industrial выпустили дайджест

Разработкой дайджеста Light Industrial по оценке на основе индикаторов рынка коммерческой недвижимости занималось НКО «Альянс экспертов рынка недвижимости». Это самые актуальные данные от 31 января 2025 года. 
07.03
Источник: roomer.ru
Управление недвижимостью

CORE.XP обслужит ROOMER

CORE.XP приступила к комплексному управлению объектом ROOMER в Москве.
 
11.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre