Дата-центры: архитектура вне рамок человеческого масштаба

Дата-центры, коммуникационные и логистические комплексы, роботизированные производства в обывательском сознании являют собой образец исключительно утилитарных пространств. Впрочем, в современном мире они постепенно выделяются в отдельный вид инфраструктурного типажа, который играет ключевую роль в организации повседневной жизни. Это по-настоящему новые типологии, которые лишь сейчас начинают проникать в широкий архитектурный дискурс. Впрочем, уже сегодня можно смело говорить об их значительном влиянии на эстетическое восприятие человека как в контексте дизайна интерьеров, так и большой архитектуры. О том, как развивалась и к чему пришла архитектура «машинных» пространств рассказывает Алексей Зародов, партнер архитектурного бюро Syntaxis.
579
Изображение взято из источника: Syntaxis
Появление совершенно новых типов объектов, предназначенных, прежде всего для размещения оборудования, автоматизации и организации цифровой инфраструктуры привело архитектурный мир к неожиданным выводам. Человек и его масштаб перестают быть универсальной единицей оценки окружения, а характеристики, определяющие возведенный объект, не отталкиваются от габаритов тела, пешеходной навигации или социальных паттернов.

Определяющими факторами организации  таких пространств становятся технические параметры и требования, скорость и эффективность различных процессов. В подобных автономных ландшафтах, немногочисленным сотрудникам как правило отводится роль сторонних контролёров и супервайзеров. Одновременно с этим активно развиваются гибридные концепции, призванные объединить утилитарные типологий с деловыми или общественными пространствами.

Сепарированные в некоторой степени от привычных архитектурных паттернов и не заточенные непосредственно под человека, данные объекты все-же отличаются от обычной инфраструктуры своей тесной связью с современным культурным ландшафтом. Лаконичные и даже безликие на первый взгляд сооружения крупных технологических компаний, куда помещено оборудование для хранения данных, выступают в качестве культурных архивов нашего социума.

Дата-комплексы интернет-гигантов бережно сохраняют цифровые слепки картины жизни миллионов людей, связывают в единое целое тысячи проектов и корпоративных цепочек. По мере того как коллективная история человечества и бытие подвергаются оцифровке, дата-центры приобретают важнейшее значение в контексте общественной культуры.

Подобная архитектура вне рамок человеческого масштаба развивается на протяжении десятков лет, но первоначально ее функциональность безраздельно доминировала над эстетикой. В таком контексте мы можем вспомнить ее характерные ранние примеры, такие как ЦОД-небоскрёб  компании AT&, расположенный в центре Нью-Йорка. Эта антиутопичная бетонная коробка с глухими стенами, наполненная проводами и оборудованием, больше напоминает неудачные примеры перезрелого модернизма.

Многочисленные АТС или спецархивы строились во многих странах с единственной целью – надежно сохранять информацию и безотказно функционировать. Все иное проектировалось по остаточному принципу и имело третьестепенное значение в архитектуре и дизайне.

Однако в последние годы автоматизация становится тотальной, а процессы управления данными постоянно усложняются. Они теснее проникают в нашу жизнь, а проектировщики зданий и дизайнеры более не могут не обращать внимание на эти изменения, определяющие нашу жизнь. Во многом такой автоматизированный ландшафт, повсеместно переплетённый с онлайном, формирует дух нашего времени. Создание архитектурных типологий для обслуживания таких систем можно сравнить переизобретением библиотек и центров сосредоточения общественной культуры, которые начинают вырабатывать свою собственную ни на что не похожую внутреннюю и внешнюю эстетику.

Проектное ремесло активно эволюционирует в данном направлении, чтобы успевать адаптироваться к новому типу архитектуры, инициировать разработку подходящих пространственных и эстетических решений. Сегодня в качестве наиболее удобных площадок для таких исследований как в теоретическом, так и практическом ключе выступают различные ЦОДы.

Например, голландское бюро Project Rhizome на протяжении последних лет активно разрабатывает концепцию применения элементов цифровой инфраструктуры для формирования привлекательной среды. Сделать это они пытаются путем создания концепции здания-интерфейса, объединяющего дата-центры с городскими общественными пространствами.

В таком же ключе разработана концепция проекта The Spark от известного шведского бюро Snohetta. Этот кейс бросает свежий взгляд на  строительство,  эксплуатацию и помещение в городскую ткань ЦОДов. Объект представлен в качестве неотъемлемой части среды, а также важного источника энергии. Тепло, выделяемое серверным оборудованием, предлагается перенаправлять для обогрева общественных зданий и пространств на соседних территориях. Кроме того, вокруг сооружения создается комфортная благоустроенная атмосфера, генерируется эффект синергии технологий и человека.

Еще одно прочтение сходной идеи прослеживается в концепции дата-центр Mecanoo в китайском городе Цяньхай. В рамках данного проекта предполагается сразу несколько вариантов интеграции полезного функционала в городскую ткань. Например, архитекторы предлагают организовать связи с окружением через цокольный уровень с компактными офисами и озелененной террасой.

Наше бюро также пробует экспериментировать с такими гибридными типологиями в компактных масштабах. Структура офиса ЦОД «Ростелеком» в Москве, который мы разработали для компании, подчинена организации сложной аналитической работы, многоступенчатым коммуникациям, обработке большого массива данных. В таких условиях ключевую роль в эффективности работы играет качественная навигация и простота перемещения в пространстве. Внедрение системы цветового градиента позволило сотрудникам легко ориентироваться в офисе и выбирать места для работы, наиболее подходящие для ее выполнения. Одновременно мы постарались не лишить пространство человечности и уюта. Например, в центре офиса можно найти особые качели, закреплённые на потолке и мягкие цветные кресла-мешки. Эти предметы не только приковывают к себе внимание, но и смягчают деловой тон звучания пространства. Также в 2018 году команда нашего бюро спроектировала ЦОД для Яндекс общей площадью 7 тыс. кв. м, где все пространство заточено под максимально эффективную работу машин и технологий.

Закулисье, поддерживающее ритм жизни современного общества включает в себя дата-центры, логистические и производственные здания, разработанные и возведенные по большей степени инженерами и специализированными компаниями. Мы привыкли к тому, что машинный пейзаж или интерьер лишены какой-либо визуальной эстетики. Да, подобные типологии пока расположены на фронтире архитектурной мысли, но они представляют собой крайне перспективное направления дли экспериментов и исследований. Вслед за разработкой  концепций непременно последует и формирование нового полноценного архитектурного архетипа с собственными особенностями, эстетикой и образцами для подражания. В ближайшем будущем нам вполне под силу превратить новое технологическое окружение в полноценную и комфортную часть среды.


Материалы по теме

Источник: COLDY
Точка зрения

Офисная недвижимость. ЦОДы как предчувствие

Что такое «цифровой» офис, из чего складывается качественная IT-инфраструктура, какие методологии оценки цифровизации существуют сейчас и каков собирательный портрет резидента (спойлер: не только IT-компании), - рассказывает коммерческий директор COLDY Максим Каварьянц.
22.03

журнал CRE 21 (420)

Декабрь 1
Вышел из печати CRE №21 (Декабрь 1). Журнал выпущен при поддержке: ADG group   Raven Russia   ТРЦ Щёлковский   Группа компаний Cristanval   Radius Group   Альфа-Сервис   MMG   Группа компаний «Пионер»   Nikoliers   Metrika Investments В НОМЕРЕ:   Тема номера ВЛОЖЕНИЯ В ДВИЖЕНИИ По прогнозам, к концу года будет побит прошлогодний рекорд инвестиций в коммерческую и жилую недвижимость   Тренды УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ФОРМАТ Эксперты назыв...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (28 ноября - 4 декабря)

Мультибрендовая сеть MOVE продолжает экспансию, KR Properties планирует расширение «Рассвета», Ghelamco продает свой логопарк, а промзоны «Грайвороново» и «Серп и Молот» получили новые проекты.
04.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

На смену якорю

Уход брендов, сокращение и переформатирование контента в кинотеатрах, спад доходов и кардинальное изменение потребительского поведения продолжают влиять на торговые центры. Очевидно уже и то, что «батутные парки», «веревочные пространства» и «студии танца» точно не приведут трафик такого же уровня и качества, как некогда кинотеатры и знаковые бренды, и игрокам все-таки придется и искать новые «якоря», и – де-факто – работать с покупателями с чистого листа.

Текст: Иван Майоров. CRE Retail, ноябрь 2022г.

30.11
Источник: Ghelamco
Переговоры

Ghelamco продает свой логопарк на Дмитровском шоссе

Претендентами на складской комплекс площадью 243 тыс. кв. м и 30 га земли на севере Подмосковья в пределах ЦКАД называют Central Properties, «Венталл», Vesper и PLT. Консультантом сделки выступает CORE.XP. Стоимость оценивается в сумму около 11 млрд рублей. Инвестиции в складской сектор в этом году могут поставить новый рекорд с большим отрывом от предыдущих.
01.12
Источник: cre.ru
Назначения

«Самолет» займется гостеприимством

Экс-глава Cosmos Hotel Group и ТРЦ «Метрополис» перешел на работу в «Самолет».
 
30.11
Источник: CRE
Проект

Промзона «Грайвороново» получит склад на 125 тыс. кв. м

Москва согласовала проект реорганизации 22 га. Общая площадь объектов социально-делового назначения составит 205 тыс. кв. м, жилья – 240 тыс. кв. м.

30.11
Источник: CRE
Проект

Wildberries согласовали строительство склада на 106 тыс. кв. м в «новой Москве»

Под строительство логистического комплекса выделен участок площадью 15 га в Краснопахорском поселении.
02.12
Источник: Охта Молл
Сделка

«Проспект Групп» подтвердил покупку ТРЦ «Охта Молл»

Сделка по приобретению екатеринбургской компанией торгового центра площадью 140 тыс. кв. м в Санкт-Петербурге была завершена в ноябре 2022 года.
02.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre