Дата-центры: архитектура вне рамок человеческого масштаба

Дата-центры, коммуникационные и логистические комплексы, роботизированные производства в обывательском сознании являют собой образец исключительно утилитарных пространств. Впрочем, в современном мире они постепенно выделяются в отдельный вид инфраструктурного типажа, который играет ключевую роль в организации повседневной жизни. Это по-настоящему новые типологии, которые лишь сейчас начинают проникать в широкий архитектурный дискурс. Впрочем, уже сегодня можно смело говорить об их значительном влиянии на эстетическое восприятие человека как в контексте дизайна интерьеров, так и большой архитектуры. О том, как развивалась и к чему пришла архитектура «машинных» пространств рассказывает Алексей Зародов, партнер архитектурного бюро Syntaxis.
1456
Изображение взято из источника: Syntaxis
Появление совершенно новых типов объектов, предназначенных, прежде всего для размещения оборудования, автоматизации и организации цифровой инфраструктуры привело архитектурный мир к неожиданным выводам. Человек и его масштаб перестают быть универсальной единицей оценки окружения, а характеристики, определяющие возведенный объект, не отталкиваются от габаритов тела, пешеходной навигации или социальных паттернов.

Определяющими факторами организации  таких пространств становятся технические параметры и требования, скорость и эффективность различных процессов. В подобных автономных ландшафтах, немногочисленным сотрудникам как правило отводится роль сторонних контролёров и супервайзеров. Одновременно с этим активно развиваются гибридные концепции, призванные объединить утилитарные типологий с деловыми или общественными пространствами.

Сепарированные в некоторой степени от привычных архитектурных паттернов и не заточенные непосредственно под человека, данные объекты все-же отличаются от обычной инфраструктуры своей тесной связью с современным культурным ландшафтом. Лаконичные и даже безликие на первый взгляд сооружения крупных технологических компаний, куда помещено оборудование для хранения данных, выступают в качестве культурных архивов нашего социума.

Дата-комплексы интернет-гигантов бережно сохраняют цифровые слепки картины жизни миллионов людей, связывают в единое целое тысячи проектов и корпоративных цепочек. По мере того как коллективная история человечества и бытие подвергаются оцифровке, дата-центры приобретают важнейшее значение в контексте общественной культуры.

Подобная архитектура вне рамок человеческого масштаба развивается на протяжении десятков лет, но первоначально ее функциональность безраздельно доминировала над эстетикой. В таком контексте мы можем вспомнить ее характерные ранние примеры, такие как ЦОД-небоскрёб  компании AT&, расположенный в центре Нью-Йорка. Эта антиутопичная бетонная коробка с глухими стенами, наполненная проводами и оборудованием, больше напоминает неудачные примеры перезрелого модернизма.

Многочисленные АТС или спецархивы строились во многих странах с единственной целью – надежно сохранять информацию и безотказно функционировать. Все иное проектировалось по остаточному принципу и имело третьестепенное значение в архитектуре и дизайне.

Однако в последние годы автоматизация становится тотальной, а процессы управления данными постоянно усложняются. Они теснее проникают в нашу жизнь, а проектировщики зданий и дизайнеры более не могут не обращать внимание на эти изменения, определяющие нашу жизнь. Во многом такой автоматизированный ландшафт, повсеместно переплетённый с онлайном, формирует дух нашего времени. Создание архитектурных типологий для обслуживания таких систем можно сравнить переизобретением библиотек и центров сосредоточения общественной культуры, которые начинают вырабатывать свою собственную ни на что не похожую внутреннюю и внешнюю эстетику.

Проектное ремесло активно эволюционирует в данном направлении, чтобы успевать адаптироваться к новому типу архитектуры, инициировать разработку подходящих пространственных и эстетических решений. Сегодня в качестве наиболее удобных площадок для таких исследований как в теоретическом, так и практическом ключе выступают различные ЦОДы.

Например, голландское бюро Project Rhizome на протяжении последних лет активно разрабатывает концепцию применения элементов цифровой инфраструктуры для формирования привлекательной среды. Сделать это они пытаются путем создания концепции здания-интерфейса, объединяющего дата-центры с городскими общественными пространствами.

В таком же ключе разработана концепция проекта The Spark от известного шведского бюро Snohetta. Этот кейс бросает свежий взгляд на  строительство,  эксплуатацию и помещение в городскую ткань ЦОДов. Объект представлен в качестве неотъемлемой части среды, а также важного источника энергии. Тепло, выделяемое серверным оборудованием, предлагается перенаправлять для обогрева общественных зданий и пространств на соседних территориях. Кроме того, вокруг сооружения создается комфортная благоустроенная атмосфера, генерируется эффект синергии технологий и человека.

Еще одно прочтение сходной идеи прослеживается в концепции дата-центр Mecanoo в китайском городе Цяньхай. В рамках данного проекта предполагается сразу несколько вариантов интеграции полезного функционала в городскую ткань. Например, архитекторы предлагают организовать связи с окружением через цокольный уровень с компактными офисами и озелененной террасой.

Наше бюро также пробует экспериментировать с такими гибридными типологиями в компактных масштабах. Структура офиса ЦОД «Ростелеком» в Москве, который мы разработали для компании, подчинена организации сложной аналитической работы, многоступенчатым коммуникациям, обработке большого массива данных. В таких условиях ключевую роль в эффективности работы играет качественная навигация и простота перемещения в пространстве. Внедрение системы цветового градиента позволило сотрудникам легко ориентироваться в офисе и выбирать места для работы, наиболее подходящие для ее выполнения. Одновременно мы постарались не лишить пространство человечности и уюта. Например, в центре офиса можно найти особые качели, закреплённые на потолке и мягкие цветные кресла-мешки. Эти предметы не только приковывают к себе внимание, но и смягчают деловой тон звучания пространства. Также в 2018 году команда нашего бюро спроектировала ЦОД для Яндекс общей площадью 7 тыс. кв. м, где все пространство заточено под максимально эффективную работу машин и технологий.

Закулисье, поддерживающее ритм жизни современного общества включает в себя дата-центры, логистические и производственные здания, разработанные и возведенные по большей степени инженерами и специализированными компаниями. Мы привыкли к тому, что машинный пейзаж или интерьер лишены какой-либо визуальной эстетики. Да, подобные типологии пока расположены на фронтире архитектурной мысли, но они представляют собой крайне перспективное направления дли экспериментов и исследований. Вслед за разработкой  концепций непременно последует и формирование нового полноценного архитектурного архетипа с собственными особенностями, эстетикой и образцами для подражания. В ближайшем будущем нам вполне под силу превратить новое технологическое окружение в полноценную и комфортную часть среды.


Материалы по теме

Источник: COLDY
Точка зрения

Офисная недвижимость. ЦОДы как предчувствие

Что такое «цифровой» офис, из чего складывается качественная IT-инфраструктура, какие методологии оценки цифровизации существуют сейчас и каков собирательный портрет резидента (спойлер: не только IT-компании), - рассказывает коммерческий директор COLDY Максим Каварьянц.
22.03

журнал CRE 5(450)

Вышел в свет июньский номер журнала Commercial Real Estate № 450 Читайте в номере:  «Лёгкие штрихи»: в апреле правительство Москвы исключило классические склады из списка объектов, строительство которых давало право получать льготы на перевод участков под жильё. Кроме того, чиновники повысили коэффициент для объектов промышленного назначения. Теперь девелоперам будет намного интереснее строить промышленные технопарки, заводы, фабрики,  light industrial. «Лайтами» на этом фоне могут с...

Популярное

Источник: Пресс-служба ГК «Самолет»
Проект

«Самолет» займется водным туризмом

Марина на 150 яхт появится в Тверской области в рамках курорта от компании «Самолет».
 
16.06
Источник: CRE
Сделка

Mars выбрала логопарк у Level Group

Американская корпорация арендовала более 40 000 кв. м складских площадей в логопарке «Level Box Терехово», который планируется ввести в 2026 году.
16.06
Источник: CORE.XP
Игроки рынка

CORE.XP приступила к управлению эксплуатацией БЦ «Арена»

Площадь 24-этажного бизнес-центра в составе «ВТБ Арена Парк» составляет более 37 000 кв. м. Управляющая компания возьмет на себя обслуживание инженерных систем, обеспечение безопасности и проведение комплексной уборки помещений и прилегающей территории.
17.06
Источник: Пресс-служба «Ориентир»
Проект

«Ориентир» построит РЦ для «Пятерочки» на Вологодчине

X5 Group, ГК «Ориентир» и Правительство Вологодской области подписали соглашение о строительстве первого мультитемпературного распределительного центра.
19.06
Источник: MR
Экспертный анализ

Выходное пособие: как пиарщики занимают авансцену девелопмента

Новый бизнес-ландшафт, усиление государственного регулирования и закрытости игроков – с одной стороны, и необходимость постоянной работы с разными аудиториями и ежедневного присутствия в медиаполе – с другой, всего за пять лет кардинально изменили ожидания девелопмента от информационной политики. Влияние PR в отрасли сегодня сопоставимо с девяностыми: не PR-стратегии идут за рынком, но рынок за PR-стратегиями, а на пиарщиков с любым «неформатным подходом» снова охотятся кадровики.

Продолжение, начало см. здесь. 

О том, как PR-стратегии изменяют консалтинг, управление недвижимостью, ритейл, логистику и индустрию гостеприимства, читайте в следующем выпуске.


Журнал CRE. Текст: Екатерина Горячева.
18.06
Источник: Интерфакс
События

Газпром продал активы на 20 млрд

За 2024 год «Газпром» продал недвижимость на сумму около 20 млрд рублей, включая ключевые объекты в Москве и Подмосковье.
17.06
Источник: «Хочу Пури»
Открытие

«Хочу Пури» откроется в ТРЦ «Жемчужная Плаза»

Ресторан площадью 400 кв. м станет третьей точкой, открытой по франшизе в Петербурге.
17.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre