Максим Морозов, основатель девелоперской компании M9 development, о развитии туризма и индустрии гостеприимства в России на фоне постоянно растущего трафика и обостряющихся проблем с сервисом

395

В этом сезоне можно сказать так: все, что было популярным, стало очень и чрезмерно популярным, все, кто не видел туристического трафика, ознакомились с ним в полной мере. 

При этом продолжительность туров зависит исключительно от локации: если не брать стандартные направления, то количество туристов в будние дни в городах 300-400 км от Москвы выросло кратно: номеров не было не только в выходные, но и в будние дни. Мы были в большом количестве городов в разных направлениях за прошедший сезон. Забронировать отель впервые за многие годы сложно было и на будние дни. 

Новые направления находятся на Урале, на Севере. Люди едут и летят далеко. В дополнение к привычному и любимому Калининграду - Владивосток, Хабаровск. Если говорить о центральной России, то все города стали изучаться внимательнее: если раньше Кострома казалась далековато от Москвы, то сейчас, кажется, имеет смысл и доехать, и остаться на пару дней. 

Нельзя обойти стороной и новые форматы: глэмпинги, отдых в палатках, автокемпинги: все это мгновенный ответ на колоссальный спрос. Инфраструктуры на такой спрос еще нет, а турист готов ехать. Малый и средний бизнес отвечает  на спрос мгновенно. 

Кстати, я противник глэмпингов , я считаю, что скоро 90% скоро закроются. Дело в том, что глэмпинг нужно строить там, где невозможно технически и нецелесообразно экономически построить нормальный отель. В горах, в недоступной местности. Там - да, можно ставить глэмпинг и он будет работать, приносить прибыль по адекватной стоимости в сутки. Сейчас глэмпинги появились везде, при этом в них нет отельной инфраструктуры: ресторана, развлечений, только у костра посидеть. И при этом там, где начинают строиться отели, стоят глэмпинги, и продаются по той же стоимости в сутки. Когда отели будут появляться, то, съездив раз в глэмпинг, второй раз туда не поедут: потому что за те же деньги будет появляться нормальный цивилизованный отель, огромное спа, уличный бассейн, три ресторана, детские клубы. И все это  - за те же деньги. Поэтому уже сегодня на рынке продается 100+ глэмпингов. 

Вернемся к туризму. Иностранные туристы концентрировались преимущественно в столицах.  Регионам же предстоит очень серьезно обучаться сервису и понимать, что внутренний туризм будет расти и выйдет за рамки летнего сезона. Самая большая проблема не только в сервисе - этому можно научить, если есть спрос и постоянный поток туристов. Скорее, ситуация просто в отсутствии кадров. Огромные сетевые отели оставляют на ресторан по 1-2 официанта, потому что у них больше нет. Молодежь уезжает из небольших городов, в одном из отелей в столовой работали школьники 14-15 лет  - медленно, неуверенно. Это самая яркая примета колоссального кадрового голода. 

Решение: развивать институт туризма и отрасль; возвращать поколение в малые города; делать туристические города интересными не только для туристов, но и для потенциальных сотрудников отелей и ресторанов. Сюда относится и оплата труда, и развитие, и карьерные возможности. 

Нужны инвесторы. Мы, кстати, одна из компаний, готовая заниматься туристической сферой: в этом мы видим огромный потенциал. Загородные курорты - наше кредо. Мы уже начали реализацию проекта отеля на Селигере. 

При этом мы осознаем, что чем больше серьезных игроков будет на рынке, тем сильнее будет вся отрасль. 

Мало сдавать домики посуточно, как делают это находчивые жители туристических мест: это не дает развития отрасли. Нужна система: досуг, развлечения, качественный менеджмент, рестораны, прогулочные программы и экскурсии. 


2024-09-27 11:14:24

Источник
26.09.2024

Завтра туриста: как заканчивается самый успешный за тридцать три года сезон

В России завершается уже названный и чиновниками, и отельерами самым успешным за последние тридцать три года туристический сезон. Однако на фоне небывалого и постоянно растущего трафика продолжали обостряться и все хронические болезни российского сервиса, унаследованные ещё от советской индустрии гостеприимства. Недовольство путешественников, которые теперь получают «хамство в Плёсе дороже Кубы» и жалуются на общее снижение качества клиентского опыта, растёт, но улучшений до возникновения хотя бы намёка на реальную конкуренцию, очевидно, ожидать не стоит. Нужно не менее двух лет, хотя, по итогам 2024-го, показатели на отдельных рынках в гостиничном девелопменте могут сравняться или даже превысить складские и офисные. Гостиницы, санатории, базы отдыха и апартаменты продолжают активно строить, в том числе, непрофильные игроки – несмотря на дорогие деньги, инфляцию, трудности с поставками и дефицит кадров.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE



подпишись НА эксклюзивные новости cre