Денис Соколов: «Торговые центры остаются самым доступным видом досуга»

О том, как сегодня себя чувствуют потребители, ритейлеры и девелоперы торговых площадей, мы поговорили Денисом Соколовым, партнером, руководителем отдела исследований Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko.

Как себя чувствует потребительский рынок? Что происходит с объемом товарооборота?

Говорить о конкретных цифрах сложно, поскольку нет оперативной статистики. На данный момент доступны показатели за август, но они нам ничего не скажут. Тем не менее, есть ощущение, что товарооборот растет. Летом был серьезный провал. Здесь сказался и сезонный фактор, и проблемы с экономикой…
Я бы сказал по поводу товарооборота так: дальнейшего снижения нет. Об этом можно говорить достаточно уверенно. Другое дело, что товаропоток меняется с точки зрения структуры, но думаю, что потребительский рынок дно свое нащупал. 
Для жителей крупных городов торговый центр становится фактически безальтернативным способом проведения досуга. Куда еще идти? Рестораны, клубы, концерты? Эти развлечение еще менее доступны.
Вообще сравнивать объемы товарооборота интересно только с академической точки зрения. Любопытно будет потом посмотреть, как все менялось.
Важнее другое. Не стоит больше рассчитывать на то, что потребительский рынок по-прежнему будет расти на 15-20%. Нужно думать о том, как отнять у конкурента долю рынка. В этих условиях объем товарооборота начинает интересовать гораздо меньше. Между прочим, по такой схеме давно работают компании FMCG-сектора.

Насколько это устойчивая тенденция? О росте можно говорить со скидкой на традиционный осенний всплеск?

Безусловно. Страшного ничего не произошло. Закончилось лето, наступил сентябрь – довольно вялый месяц с точки зрения финансовых показателей. А сейчас посмотрите: на парковках нет мест. Я допускаю, что уменьшился средний чек, что люди стали покупать чуть меньше. Но потребитель не зажался, не остался дома, не перешел на консервы. А это самое главное.
 
Брокеры говорят, что арендаторы оживились. Что, на ваш взгляд, происходит со спросом?

Рынок адаптируется, сделки заключаются. Ритейлеры потихоньку выходят из комы. Ритейлерский бизнес обладает одной особенностью – он быстро реагирует на любые изменения. Если у торгового оператора появляется возможность развиваться, он это делает, арендует новые магазины. Есть сделки, которые закрываются по хорошим ставкам. И не только в топовых проектах. Конечно, бума такого нет, но и пустующих торговых центров нет.
Даже владельцы неуспешных ТЦ, по моим ощущениям, вздохнули свободнее.

Уровень ставок в хороших ТЦ действительно возвращается к докризисному уровню?

Я бы сказал, что они особенно и не падали в лучших ТЦ. Да, были скидки разного рода в зависимости от арендатора. Правильнее сказать, что сейчас сократился лист ожидания. Если раньше в такие центры попасть было сложно, была очередь, то сейчас – пожалуйста.

Но вакантные площади в таких проектах все-таки есть.

Есть, но в пределах 5%. Это нормальный уровень ротации. Никто не ходит и не предлагает свои площади за бесценок.

Сейчас многие стараются как-то поменять концепцию ТЦ. Какими ТЦ выйдут из кризиса?

Нам часто задают вопросы о реконцепции. Но мне кажется, что сегодня не нужно делать резких движений. Классическая концепция с развлекательной компонентой проверена годами. Это работает во всех странах. С моей точки зрения, как раз в кризисные времена концепция должна быть устойчивой. Трансформация в потребительских предпочтениях не закончилась. Что я имею в виду?
Посмотрите, как себя ведут потребители. Сначала они кинулись брать потребительские кредиты под любые проценты. Потом одумались и стали обращать внимание на процентную ставку. Хотя наши исследования показывают, что российские заемщики вообще не понимают, что такое процентная ставка. Они продолжают мыслить категорией ежемесячного платежа.
Сейчас никто не хочет брать кредиты, наоборот, есть желание их отдать. То есть восприятие поменялось моментально. Или другой пример: сильно упали продажи автомобилей. Это значит, что появились свободные деньги, которые могут пойти на потребительские товары.
Этим я хочу сказать, что поведение потребителей очень быстро меняется. И эта мобильность, с одной стороны, позволяет предложить что-то новое: потребитель поймет и воспримет. Но с другой стороны, в этом есть и опасность: все может быстро вернуться назад. Поэтому я думаю, что серьезные изменения в концепции мы увидим не раньше середины следующего года.

Насколько можно спрогнозировать, какого рода будут изменения?

Мне кажется, что в крупных городах мы увидим противостояние двух факторов.
Первый – это экономия. Кризис изменил психологию людей, они начали экономить и даже находить в этом удовольствие: я не бездумно трачу, а стараюсь сохранить. Люди верят в экономику страны, ее валюту, они видят, что эта экономия приносит плоды: на дворе кризис, а сбережения не пропадают. Это важный фактор.
Но с другой стороны, жителям городов и делать-то особенно нечего. У нас нет такой культуры времяпрепровождения, как в Европе, где жители занимаются общественной работой, ухаживают за своим домом. ТЦ остаются доступным досугом.

 

Александр Аргунов

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre