Рынок клининга переклинило

С началом мирового финансового кризиса на петербургском рынке клининга появилось множество новых игроков. Пока крупные клининговые фирмы пытаются сохранить доходность бизнеса, их молодые конкуренты привлекают клиентов демпинговыми тарифами, что уже привело к 25-процентному снижению цен на данный вид услуг.
Перспективная уборка

На запрос «клининг в Петербурге» поисковик выдает сотни ссылок на красочные сайты разнообразных клининговых компаний. Семь компаний из десяти открыты в 2009-м или в конце 2008 года. По данным Ассоциации российских уборочных компаний Санкт-Петербурга (АРУК), на сегодняшний день в Северной столице работает более 200 фирм. Из них 10–15 крупных, которые конт­ролируют 60–70% рынка.

Разброс цен на одни и те же услуги различается в разы. Например, компания «Клинтек Сервис» анонсирует цены на поддерживающую уборку площадей бизнес-центра – от 18 руб./кв. м. Минимальная стоимость уборки офиса специалистами компании Go! Cleaning – 45 руб./кв. м. Ценник компании «Импекс Клининг Нева» на услугу ежедневной комплексной уборки охватывает диапазон от 25 до 112 руб./кв. м.

«Клининг и эксплуатация торговых и офисных помещений на сегодняшнем рынке коммерческой недвижимости – одно из самых перспективных направлений, – уверена директор по управлению Becar Realty Group Наталья Скаландис. – Управление – это работа с потоком арендаторов, а этот поток сейчас невелик. Эксплуатация и клининг востребованы всегда независимо от условий рынка: объекты есть, значит, их нужно эксплуатировать».

Но если эксплуатация недвижимости требует опыта, знаний и лицензий, то услуги по клинингу может предоставлять по большому счету любая группа людей. «Качество услуг небольших компаний немногим отличается от качества услуг крупных участников рынка. Разница разве что в размере компании и ее пафосности. Для того чтобы обеспечить качественный клининг в любых условиях, достаточно 5–6 аппаратов, нескольких квалифицированных специалистов и химии. Себестоимость услуг маленькой компании меньше, чем крупной, поэтому она может предложить более низкие цены, что важно сейчас», – считает генеральный директор ООО «Элит Клининг» Кирилл Печеняк (компания вышла на рынок в конце 2008 года).

«Почему клининговые компании выходят на рынок в кризис? В кризис на рынок труда выходят хорошие профессиональные менеджеры из крупных компаний, сокращающих персонал. Новая компания берет двух таких менеджеров и предлагает клиентам сервис, не уступающий по качеству сервису крупных компаний», – объясняет Артем Насыров, менеджер ООО «Альфа Клининг» (клининговая компания вышла на рынок в преддверии кризиса).

Другие новички на рынке клининга – строительные и управляющие компании, которые, используя наработанный административный ресурс и нередко нерыночные методы получения заказа, активно зарабатывают на смежных услугах. «Они получают заказ, а потом нанимают на аутсорсинг клининговые компании, заставляя их понижаться в цене», – говорит генеральный директор АРУК Сергей Маяков. В итоге цены на рынке клининговых услуг падают.

«Политика многих некрупных компаний на сегодняшний день такова. Они выставляют цены на клининговые услуги заведомо ниже рыночных. Таким образом они набирают пул клиентов», – добавляет директор по эксплуатации Becar Realty Group Валентин Каверин. «Часто, чтобы выполнить крупный заказ, небольшие компании нанимают субподрядчика и зарабатывают прибыль за счет дельты между стоимостью услуг подрядчиков и стоимости контракта», – отмечает коммерческий директор ООО «Импэкс-Клининг Нева» Светлана Шеремет.

Цены снижены

До кризиса цены на рынке клининга, как и во многих других отраслях, были завышены. «Цены снижались последовательно в три этапа сразу после начала кризиса, – рассказывает заместитель генерального директора по маркетингу компании «ОМС» Евгений Козлов. – Тогда цены в некоторых отраслях снизились вдвое (например, на 50% пришлось сократить цены на клининг для автосалонов). В среднем цены на клининговые услуги сократились на 20–25% и сейчас стабилизировались».

«Компании-монстры на рынке клининговых услуг появлялись, когда конкуренции почти не было. Тогда если ты, образно говоря, «подсадил» клиента на чистоту, ты мог говорить о любой цене. Многим крупным компаниям сегодня нелегко приспособиться к новым условиям и отказаться от своих ценовых притязаний», – признает Светлана Шеремет. Старший менеджер отдела клининга ООО «Кросс Нева» Заур Магерранов считает, что клининговые услуги подешевели на 15%, то есть как раз настолько, насколько они были завышены на растущем рынке.

Анастасия Романова, генеральный директор ЗАО «Зиновьев Сервис», отмечает, что уборка занимает в общих эксплуатационных расходах примерно 10%. До 95% затрат на клининг объекта составляет фонд оплаты труда работников. При правильной организации тендера у арендаторов и управляющих сегодня появилась реальная возможность сэкономить на уборке не в ущерб качеству эксплуатации.

Практически все компании расширили спектр предлагаемых услуг по эксплуатации и клинингу за счет более экономичных вариантов. Например, управляющая компания «Бекар» активизировала работу по направлению эконом- и мобильной эксплуатации. Сокращение издержек на клининг в этих вариантах обусловлено в первую очередь оптимизацией количества со­трудников службы клининга на объекте.

«Если клининг осуществляется аутсорсинговой компанией, снизить расходы можно на 7–10%. Сокращение затрат в этом случае произойдет за счет маржи привлеченной компании», – говорит Евгений Козлов. «Все зависит от изначальных показателей: если маржинальная прибыль клининговой компании была заложена в 300% от расходной части, то 250% можно смело сократить», – считает Анастасия Романова. А Сергей Маяков отмечает, что разница в цене на услуги сопоставимого качества сегодня достигает 40%.

Особенно сговорчивы компании, когда речь идет о крупных объектах. «Средняя прибыль клининговой фирмы при выполнении услуги ежедневной уборки – 8–25% в зависимости от сложности и объема работ, – объясняет Светлана Шеремет. – Поэтому, например, если договор заключается на уборку площади в 10 тыс. кв. м, то заряжать в цену 25% смешно».

И все же участники рынка советуют заказчикам не слишком заглядываться на низкую цену и проверять благонадежность уборочных фирм. Светлана Шеремет подчеркивает, что участились случаи появления непорядочных компаний-однодневок. «75% себестоимости клининговой услуги составляет зарплата сотрудников (25% – расходные материалы, химия, оборудование и т. д.), – рассказывает г-жа Шеремет. – Зачастую после заключения договора такая клининговая компания пригоняет на объект, например, нелегальных эмигрантов. Эти люди работают только за еду. Соответственно, компания экономит 75% расходов на услугу. Другой вариант. Компания организует курсы по клинингу, но после прохождения теории сообщает слушателям, что без прохождения практики те не получат сертификаты. Слушатели послушно идут на объект и опять же бесплатно на нем работают». Некоторые компании, по словам специалиста, используют в работе не профессиональную химию, а, например, просроченные «Адрилан» или «Пемолюкс», предназначенные для бытовой уборки. Так работают те, кто хочет один раз получить деньги от клиента и исчезнуть с рынка.

Клиентов становится меньше

В то время как желающих заняться уборкой крупных объектов становится все больше, число таких клиентов сокращается. Если раньше управляющие компании объектов высокого класса привлекали на клининг сторонние организации, то теперь все чаще предпочитают содержать свою службу клининга. В качестве примера коммерческий директор Colliers International Николай Казанский приводит недавно построенный бизнес-центр Atlantic City: «Поначалу бизнес-центр, входящий в состав МФК, планировал привлечь на уборку помещений аутсорсинговую компанию, но сейчас, скорее всего, организует эти услуги самостоятельно».

Сокращают расходы на субподряд и сами клининговые службы. Например, служба клининга управляющей компании «Бекар» много лет брала в аренду живые растения и заказывала их аутсорсинговое обслуживание, что обходилось собственнику ориентировочно в 280 тыс. рублей в год. Чтобы сократить эти издержки, «Бекар» закупил растения в собственность и взял в штат по совместительству садовника, который обслуживает четыре бизнес-центра. В результате расходы собственника на аренду и содержание растений снизились вдвое за счет того, что управляющая компания отказалась от субпод­рядных работ.

Сергей Маяков уверен, что в игре на понижение, которая сейчас идет на рынке клининга, победят крупные игроки и профессиональные объединения участников. «Основную прибыль клининговым компаниям приносят разовые услуги по сложной послестроительной уборке или, например, фасадным работам. Доход компании от спецработ может составлять до 60% от стоимости услуги для заказчика. При ежедневной уборке, которая составляет основу портфеля заказов мелких фирм, этот процент значительно ниже – 8–12%. И это порог рентабельности клининговой компании», – объясняет Сергей Маяков.

Проблема в том, что заказчики пытаются экономить именно на ежедневной поддерживающей уборке. Небольшая компания, снижая цены, вынуждена экономить на качестве моющих средств, квалификации персонала, а следовательно, и на качестве самой услуги. Если же речь идет о крупной фирме или службе клининга в рамках эксплуатационной компании, то качество страдает меньше, так как организации с большим оборотом средств имеют возможность перераспределить свои ресурсы.

Выживут сильнейшие

В то же время вопрос о стандартизации клининговых услуг до сих пор остается открытым. Выбирая подрядчика, управляющие в основном идут по пути сравнения качества обслуживания схожих по масштабу и сложности объектов: например, именно так поступила УК «Атлантик Сити», выбирая подрядчика для уборки торговой галереи своего МФК. «Значительную роль в нашем выборе во время тендера сыграла хорошая работа клининговой компании «Гранд-сервис» в торговом комплексе «Гранд Каньон»», – отмечают в управляющей компании.

«Сегодня клининговые компании руководствуются ГОСТом, который был принят еще в 1980-х годах, – говорит Евгений Козлов. – С тех пор никаких существенных подвижек в стандартизации клининговых услуг не произошло». «В сфере клининга в России на сегодняшний день отсутствует технический регламент, – рассказывает Сергей Маяков. – Не выработаны четкие стандарты качества уборки: чисто – это когда окурков на полу нет, или когда белый платок, поднятый с пола, остается чистым? В результате компании могут устанавливать на одну и ту же услугу цены, в разы отличающиеся друг от друга».

Ужесточение конкуренции, по мнению специалистов, рано или поздно приведет к выработке единых стандартов качества, росту влияния профессиональных объединений и укрупнению игроков. «Рынок профессионального клининга – сегмент узкий. 85% рынка – это коммерческая недвижимость. Объемы ввода новых площадей сократились, а число желающих заработать на клининге растет. Если до кризиса игроки с большим оборотом и сильным административным ресурсом были просто в более выигрышной ситуации, то теперь наличие значительных оборотов и ресурсов становится решающим фактором. В результате на выходе из кризиса мы получим жестко монополизированный рынок», – уверен Сергей Маяков.


Поделиться

11903

журнал CRE 2 (359)

16-31.01.2020
Девелопмент: Новая десятилетка Переход в фазу «рынка продавца», тотальная цифровизация, продолжающийся бум e‑commerce и новых технологий в строительстве, рациональное отношение к ресурсам – игроки говорят о начале сегмента девелопмента «новой десятилетки». Консалтинг: Ключевые консультации После пяти лет дефицита крупных проектов, ценовых и клиентских войн рынок консалтинга входит в новый цикл, основным трендом которого станут «сделки под кл...

подпишись НА эксклюзивные новости cre