Сейчас очевидно, что мнение, высказанное в статье, не было сбалансированным по всем вопросам, освещавшимся в этом материале. Автор не должен был выносить суждение о качестве работы компании Bouygue, не уделив должного внимания точке зрения Bouygue и «Ингеоком КРК». Обвинения автора в непрофессионализме вывода здания на рынок агентством недвижимости Jones Lang LaSalle не основаны на доказательствах.
Пользуясь случаем, мы хотели бы представить информацию надлежащим образом.
После беседы с участниками проекта, включая Энтони Руперти из RPSi и Мишеля Паскалиса, управляющего директора Jones Lang LaSalle в Центральной и Восточной Европе, я восстановил следующий ход событий (с представителями Bouygues мне, правда, не удалось поговорить). «Ингеоком КРК» подписал в 1999 году контракт с Bouygues о строительстве «Атриума». Оригинальная концепция была сформулирована «Моспроектом 2». Чуть позже руководство «Ингеоком КРК» решило обратиться в ведущую международную архитектурную фирму Altoon & Porter, обладающую значительным опытом проектирования больших торговых центров и других объектов коммерческой недвижимости. Altoon & Porter работали над оригинальной концепцией в сотрудничестве с «Моспроектом 2». Впоследствии проект был передан в Bouygues для реализации.
Агентство недвижимости Jones Lang LaSalle принимало участие в проекте с самого начала, и работало над целым спектром задач, включая окончательную планировку этажей и составление окончательного списка арендаторов. На более позднем этапе для маркетинговой поддержки было привлечено агентство «Магазин магазинов», но, по утверждению Мишеля Паскалиса, основная масса арендаторов была привлечена в результате маркетинговых действий компании Jones Lang LaSalle. К тому времени, когда Altoon & Porter начали работу над проектом, Bouygues предложил свое участие не только в качестве застройщика, но и инвестора. Компания также предложила свою помощь в маркетинге здания, и внесла предложение о рассрочке платежей.
Фирма Altoon & Porter продолжала выполнять свою роль, работая с Bouygues и обеспечивая целостность первоначальной концепции. Оригинальные инженерные решения обеспечивались компанией ARAP. Архитектурная фирма Murray O’Laoire предоставила поддержку Altoon & Porter в решении архитектурных задач, а консалтинговая фирма RPSi была привлечена для управления проектом и расходами.
Проект, в конце концов, был закончен и принят госкомиссией позже, чем оговорено в контракте. В результате, компания «Ингеоком» удержала определенную сумму денег с Bouygues в качестве штрафа, что и вызвало конфликт между этими компаниями. О том, кто прав, а кто виноват, можно будет рассуждать только в конце 2003 года, после завершения разбирательства двух компаний в арбитражном суде.
Многие факторы помешали своевременному вводу здания. Конечный результат оказался хорошим, однако некоторые считают, что он мог бы быть и лучше. Тем не менее, то же самое можно сказать и о большинстве крупных проектов коммерческой недвижимости, стартовавших перед кризисом или непосредственно после него. Многие сомневались, что участникам проекта удастся привлечь достаточные инвестиционные средства, однако деньги были найдены, и, судя по уровню арендных ставок и числу посетителей центра, не говоря уже об амбициозных планах расширения, проект оказался очень успешным.
не указано
Возвращение к «Атриуму»
Редактор хотел бы подчеркнуть, что точка зрения, высказанная в статье «Атриум»: как довести дело до ума» (“An Ongoing Saga of Hope and Anguish”) о торговом центре «Атриум» в Москве, опубликованная в апрельском выпуске журнала Commercial Real Estate, выражает исключительно взгляды автора.
01.05.2003
2447