Проблема, с которой столкнулись торговые сети – несоответствие помещений требованиям ритейлеров. Застройщики при проектировании новых объектов не учитывают даже основные критерии, предъявляемые ритейлерами к торговым площадям, такие как площадь помещения, его планировка, высота потолков, шаг колонн и т.д. Результат – ритейлеры вынуждены приспосабливаться к реалиям рынка, нести дополнительные расходы на перепланировки и переоборудование помещений. Другие, более крупные, пошли по пути самостоятельного строительства объектов для своих магазинов, поскольку предложения, удовлетворяющего требованиям, на рынке просто нет.
«С подходящими торговыми площадями в Екатеринбурге и области беда. Застройщики, в первую очередь, исходят из своих коммерческих интересов и поэтому стараются делать торговые площади маленькими «нарезками», тогда как для размещения продуктового супермаркета нас могут заинтересовать площади от 300 кв.м. Я говорю о чистой площади торгового зала, - отмечает вице-президент торговой сети «Кировский» Лев Ковпак. - Наши требования к характеристикам помещений – шаг колонн не менее 6 метров, высота потолков – не менее 3, 5 метров. С такими помещениями в городе и области огромная проблема. Поэтому мы пошли по другому пути – находим старые объекты, сносим их, и на их месте строим объекты, отвечающие нашим требованиям».
По словам специалиста департамента коммерческой недвижимости Риэлтерской группы «Капитал» Ирины Петровой, самые большие проблемы сегодня при поиске торговых площадей для ритейла – это недостаточные площади помещений и их планировки: «Например, под продуктовый магазин площадь должна составлять минимум 250 кв.м., оптимально – 500 кв.м. Для супермаркета оптимальная площадь – 1000 кв.м. Таких вариантов на рынке практически нет, причем продуктовому ритейлу всегда нужно помещение в один уровень на первом этаже. Должны быть предусмотрены зоны разгрузки товара, нужны дополнительные площади в подвале для оборудования, собственных коммуникаций. Не менее важны требования по предоставляемым мощностям – минимум 75 кВт, поскольку торговое оборудование, в частности холодильное, требует мощностей, - рассказывает Ирина Петрова. – Отдельная проблема – это планировки помещений, острый дефицит прямоугольных планировок, их просто нет. Шаг колонн, высота потолков также не удовлетворяют требованиям ритейлеров. Непонятно, для кого строятся такие помещения. С другой стороны, и у самих застройщиков данные площади пустуют, они не могут найти на них покупателей или арендаторов», - подчеркивает эксперт РГ «Капитал».
Коммерческий директор Уральского филиала Х5 Retail Group Максим Гольдберг подтверждает слова эксперта: «Основные сложности поиска объектов для новых магазинов – это дефицит свободных коммерческих площадей и их планировка. Часто приходится сносить перегородки и полностью перестраивать помещение, чтобы оно приобрело нужную для магазина форму. Кроме того, мы не рассматриваем объекты с площадью торгового зала менее 200 кв. м».
По мнению Ирины Петровой решением сложившейся проблемы может стать более тесное взаимодействие застройщиков и ритейлеров: «Если застройщики будут предусматривать основные требования к площадям еще на этапе проектирования, то и они в результате получат более ликвидные объекты, которые будут востребованы по хорошей цене», - отмечает эксперт.
«Что касается новостроек, то девелоперам стоит искать ритейлера, который займет торговые площади в новом доме, еще на этапе проектирования, чтобы будущий арендатор или владелец торговых площадей смог согласовать проект согласно своим требованиям», - добавляет Максим Гольдберг.
Застройщики существующую проблему признают: «Упрек абсолютно справедлив. Мы действительно проектировали и строили, не обращая внимания на инфраструктуру и не учитывая требования наших коллег, которым предстоит здесь работать. Сейчас мы начали пользоваться услугами девелоперов, которые давно работают на рынке, знают все нюансы, и с их помощью пытаемся еще на этапе проектирования жилых микрорайонов и объектов учесть не только интересы будущих жильцов, но и тех, кто будет им предоставлять различные услуги – это магазины, сервисные предприятия и т.д.», - говорит генеральный директор НП «Атомстройкомплекс» Валерий Ананьев. – Мы поручили эту работу специализированной компании, которая должна предусмотреть все детали при строительстве коммерческих объектов. Мы эту работу начали, о результатах пока говорить рано, но, по крайней мере, мы сегодня проектируем под конкретных потребителей этих площадей. Это и в наших интересах тоже».
По мнению Льва Ковпака, путь, которым пошли некоторые застройщики, правильный: «Я считаю, что если застройщики обратятся к специализированным консалтинговым компаниям, которые помогут им предусмотреть основные моменты при проектировании коммерческих помещений, это будет на руку всем – ритейлеры получат подходящие помещения, застройщики, в свою очередь, смогут повысить ликвидность своих объектов». Кроме того, по мнению эксперта, данный вопрос необходимо прорабатывать и на законодательном уровне, чтобы были регламентированные нормы и стандарты.
не указано
Застройщики не учитывают требования ритейлеров к торговым площадям
Несмотря на то, что на рынке коммерческой недвижимости сегмент торговых площадей является одним из самых активно развивающихся, ритейлеры не могут арендовать или купить площади в новых объектах.
05.09.2011
4113