Трудная мишень для редевелопмента

В Москве и Петербурге практика редевелопмента рынков в современные ТЦ уже получила широкое распространение. В регионах все иначе: рынки там и сегодня главные объекты торговой недвижимости, успешно отбивающие целевую аудиторию у качественных ТЦ. В тех немногих случаях, когда собственник решает превратить рынок в ТЦ, прошлое объекта все равно легко можно узнать. Рассмотрим опыт подобного редевелопмента в Екатеринбурге – городе, который может похвастаться одним из наиболее развитых рынков коммерческой недвижимости.
1596
Автор: Павел Чернышев
Во время кризиса мы были свидетелями того, как ряд современных ТЦ пускали в мелкую нарезку и превращали в рынки. Можно спорить о том, насколько это решение целесообразно в плане долгосрочной стратегии, однако тактически этот ход, несомненно, оправдывался – доходность объектов вырастала многократно. Обратных примеров – превращения морально устаревших рынков в ТЦ – намного меньше, и сегодня в регионах рынок генерирует в разы больше денег.
«Отмечу, что рынки обычно не хотят перестраивать – это курица, несущая золотые яйца. Собственники рынков обычно стараются дотянуть до последнего – до того момента, когда они просто начнут терять посетителей, постепенно переходящих в качественные торговые центры, либо же власти, желая облагородить вид города, вынуждают перестраивать подобные объекты. Однако обычно это бывает совместным решением», – отмечает Мария Шумяцкая, старший консультант отдела стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle.
Серьезный редевелопмент возможен только в ситуации, когда цель собственника – впоследствии продать объект серьезным инвесторам. С учетом того, что переделка стоит дороже строительства, а институциональные инвесторы редко выходят за пределы двух столиц, очевидно, что решение такое с экономической точки зрения довольно спорное.
Тем не менее и такие примеры найти можно. Обратим взгляд к Екатеринбургу – городу, обладающему одним из наиболее развитых рынков торговой недвижимости. По показателям обеспеченности торговыми площадями – 301 кв. м на 1000 жителей – город занимает четвертое место в России, опережая Москву. Официально на территории МО «Екатеринбург» расположено 10 рынков, при этом в 2011 году их число пополнилось двумя. Правительство области и города планирует оказать поддержку в развитии, например, сельскохозяйственным рынкам – у нас в стране данный канал продажи пока что является одним из основных при реализации таких товаров, как овощи, фрукты, стройматериалы. «Тем не менее доля продаж на рынках, как и везде в России, сокращается – за счет активного развития цивилизованного ритейла, в том числе гипермаркетов», – отмечает Андрей Васюткин, руководитель отдела исследований и консалтинга компании «Магазин Магазинов» в ассоциации с CBRE.
Несколько торговых объектов здешние отцы города охотно приводят в качестве примера успешного преобразования рынков в современные торговые комплексы. Впрочем, эксперты оценивают успех подобного редевелопмента по-разному.
«Если говорить о конкретных проектах реорганизации рынков, то нужно разделять два направления развития в этой сфере: размещение полноценных сельскохозяйственных и специализированных рынков в городе – как правило, они размещаются в сложившихся, «прикормленных» местах. С целью соблюдения муниципальных и федеральных требований к розничным рынкам данные объекты переводят в капитальные строения с выделением необходимых площадей для парковки/организации служебных помещений и складов, – отмечает Андрей Васюткин. – Второе направление – реорганизация рынков с целью более эффективного (даже не с коммерческой, а с градостроительной точки зрения) использования земельных участков».

ТЦ «Мегаполис» – плохая наследственность
Объект был запущен еще в 2009 году, когда даже действующие ТЦ испытывали известные трудности. На месте рынка вырос пятиэтажный торговый центр общей площадью более 30 тысяч квадратов. Собственник предпочитает не распространяться о том, что заставило его отказаться от стабильного дохода и запустить новый проект. Главный его плюс – хорошее расположение. ТЦ «Мегаполис» находится в центре города, на одной из главных улиц – 8 Марта, вблизи от Чкаловского вещевого рынка. Однако, как отмечает Мария Шумяцкая, концепция торгового комплекса, открытого в 2008 году, не очень удачная. Эксперты считают, что в итоге получился торговый центр рыночного типа. По словам Виктории Дидевич, эксперта рынка торговой недвижимости, большая часть арендаторов – несетевые магазины. Впрочем, здесь есть и ряд известных марок. Так, среди якорных арендаторов – гипермаркет электроники и бытовой техники «М.Видео», супермаркет продуктов питания«Монетка», многозальный кинотеатр «Киномакс 3D». В галерее есть «Л'Этуаль», People, Savage, Lotte, Oggi, «Красный Куб», «Экспедиция», «Связной», Palmetta, «Бюстье», Diva, «Бель Постель», «Твое», Westland, Glance.
Также эксперты обращают внимание на проблемы с планировкой, доставшиеся в наследство от рынка. «Мегаполис» представляет собой две коробки, соединенные галерейной частью. Переделать его в качественный современный торговый центр – задача непростая, если вообще возможная. В результате не все внутренние площади связаны между собой, в часть магазинов можно попасть только через отдельный вход, что, конечно, затрудняет движение покупателей.
Несмотря на все эти огрехи, проект сегодня генерирует высокий доход, главным образом за счет удобного расположения и сложившихся привычек покупателей. Местные жители уже привыкли делать покупки по определенному адресу, поэтому легко приняли нововведения. «Мегаполис» расположен на пути большого пассажиропотока (автовокзал, метро – в незначительной степени, внутри жилого района), и за годы существования он сумел «приучить» людей приходить и совершать покупки», – говорит Виктория Дидевич.
Впрочем, рост конкуренции на рынке торговой недвижимости города может заставить провести более глубокую реконцепцию. В ближайшие три-четыре года совсем рядом, но с более выгодным расположением относительно станции метро появится транспортно-пересадочный узел, в состав которого включен современный торговый центр. После его открытия «Мегаполис» может столкнуться с определенными трудностями. Понятно, что возведенный рядом современный торговый центр с качественной планировкой может оттянуть значительную часть лояльных покупателей.
Так что, по мнению эскпертов, собственникам «Мегаполиса» вскоре придется принимать решение о реконцепции. Наиболее вероятный путь – превращение в специализированный торговый объект, сосредоточенный только на торговле определенного профиля. Глобальная реконцепция гораздо более затратна и поэтому маловероятна.

Таганский ряд – самопровозглашенный ТЦ
То, что жители Урала в большинстве своем испытывают «радостную неприязнь» по отношению к Москве и москвичам, широко известно. Тем не менее в сердце Урала еще в 1995 году появился крупный вещевой рынок с неожиданным названием «Таганский ряд». В 2004 году на месте старого рынка появился торговый центр общей площадью около 40 тыс. кв. м. Кроме торговой зоны (первый и второй этажи) и гостиничных номеров (третий-седьмой этажи) в здании разместились банковское отделение, отделение связи, транспортные кассы, кафе, бильярдный клуб.
Хотя «Таганский ряд» позиционируется как современный торговый центр, в действительности это скорее крытый рынок. Стоит отметить, что собственники проекта обладают достаточным опытом в развитии качественных ТЦ: им принадлежит находящийся рядом современный торговый центр «Карнавал». Сами собственники предпочитают называть свое детище торговым центром, однако ему больше подходит определение «качественный рынок». Скорее всего, проект будет и дальше развиваться в качественную сторону именно в рамках этой специализации, поэтому вряд ли мы увидим серьезную реконцепцию объекта. Проект приносит высокий доход, у него есть годами сложившаяся стабильная покупательская аудитория, так что проводить глобальные изменения нецелесообразно с экономической точки зрения.
Как отмечает Андрей Васюткин, о том, что собственник, видимо, доволен доходами от текущего варианта использования крупного земельного участка, говорит то, что в ближайшее время на территории планируется размещение более 100 тыс. кв. м площадей в концепции оптово-розничного рынка.
В российских реалиях рынки, несомненно, являются вполне самодостаточным форматом торговой недвижимости. Они все еще генерируют достаточно высокий доход, при этом попытка переделать их в торговый центр может обернуться серьезными проблемами, связанными, например, с планировкой и инженерными системами. Неудивительно, что реальных примеров редевелопмента рынков в ТЦ почти нет. Возможно, числиться владельцем рынка не очень престижно, но зато вполне прибыльно.



Поделиться

21997

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе

подпишись НА эксклюзивные новости cre